Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-26 а/к Енисейский Меридиан в а/п Норильск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  24 августа 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Норильск (Алыкель)
Тип ВС:  Ан-26
Регистрация ВС:  RA-26568
Авиакомпания:  Енисейский Меридиан
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортный полёт по перевозке пассажиров и груза по маршруту Диксон - Норильск. При вылете из аэропорта Диксон на борту ВС находилось 15 пассажиров и 288 кг груза. Взлётная масса самолета составляла 21099 кг, центровка - 24% САХ, что не выходило за ограничения, установленные PЛЭ самолёта Ан-26.
    Взлёт, набор высоты и полёт на эшелоне был выполнен без существенных отклонений.
    Перед снижением бортмеханик сидел на откидной спинке кресла и не был пристёгнут к сидению привязными ремнями, чем нарушал требования п. 7.1.4 НПП ГА-85 КВС не потребовал от бортмеханика выполнить указанные требования
    По команде второго пилота, выполнявшего активное пилотирование, перед третьим разворотом бортмеханик выпустил шасси и ошибочно поставил блокировочную шайбу-фиксатор в положении на уборку" (вместо "нейтрально"). Перед выходом в глиссаду была выполнена контрольная карта РЛЭ АН-26 одним из пунктов которого предусмотрена проверка выпущенного положения шасси. Бортмеханик доложил "Шасси выпушено, зелёные горы", но не проконтролировал нейтральное положения шайбы фиксатора. Снижение по глиссаде и посадка были выполнены вторым пилотом без существенных отклонений
    Касание взлётно- посадочной полосы (ВПП) произошло на скорости 200 км/час с перегрузкой 1,1 - 1,2 единицы. На пробеге после установки РУД в положение 8-10° по УПРТ и снятия винтов с упоров в процессе интенсивного торможения самолета, по объяснениям бортмеханика, он по инерции переместился в сторону приборной доски, при этом произошло непреднамеренное переключение переключателя "Шасси" в положение "Уборка". Однако уборка шасси в этот момент не произошла в связи с наличием в конструкции самолёта двух электрических блокировок уборки шасси.
    После снятия винтов с упоров КВС взял управление на себя и проинформировал об этом экипаж. Доложив о посадке и получив от диспетчера команду освободить ВПП по первой рулёжной дорожке, КВС увеличил режим работы двигателей до 40% по УПРТ, закрылки при этом находились в положении 38°. По достижении скорости 135 км/час, произошла разгрузка амортстоек, что привело к полному разжатию амортизатора правой амортстойки и снятию блокировки уборки шасси. Правая стойка шасси самолёта начала убираться и возник интенсивный разворот самолёта вправо. Самолёт сошёл с ВПП на боковую полосу безопасности, продвинулся по ней и в 50 м от оси ВПП остановился.
    Воздушное судно получило значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 15 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-26
Регистрационный номер (id) ВС RA-26568
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.03.1976
Заводской номер ВС 3808
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Енисейский Меридиан
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Диксон
Пункт назначения Норильск (Алыкель)
Начальный пункт маршрута Диксон
Конечный пункт маршрута Норильск (Алыкель)


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования АП были зафиксированы серьезные упущения в организации работы Норильского авиапредприятия, а также нарушения технологии работы.
    Подбор и расстановка командно-лётного состава проводится с серьёзными недостатками. Командир эскадрильи не имеет инструкторского допуска к полётам ни на одном из типов ВС, эксплуатируемых в АЭ.
    Работа КЛС АЭ по устранению недостатков, вскрытых при проверках организации лётной работы, ведётся неудовлетворительно.
    Отмечены случаи нарушения требований пункта 6.4.5 РЛЭ самолёта Ан-26, п. 2.3 Указания МГА № 438/У-2 от 29.09.84 г. экипажами и службой организации перевозок, в результате чего допускалась перевозка более 19 пассажиров на самолётах Ан-26, а такие совместная перевозка пассажиров и груза.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с самолётом Ан-26 RA-26568 явилось сочетание следующих факторов:
    - нарушение бортмехаником требований подраздела 7.5.1. РЛЭ АН-26 по работе с органами управления шасси при их выпуске;
    - непреднамеренное включение переключателя "Шасси" в положение "Уборка" бортмехаником на пробеге;
    - необоснованно высокая скорость руления с выпущенной механизацией крыла.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.