Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Алроса близ а/д Оленёк
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 сентября 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха-Якутия, близ пос. Оленёк
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22388
Авиакомпания:  Алроса
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Полярный - Айхал - Оленек Анабар. При вылете с аэродрома Оленек на борту вертолета находилось шесть пассажиров и 1862 кг груза. Взлетная масса составляла 11657 кг центровка +180 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета МИ-8Т ограничения.
    Прогнозом погоды по маршруту предусматривались метеоусловия: ветер на высоте 500-1500 м неустойчивый 20 км/час, температура у земли минус 8 град., видимость 10 км, слабый ливневой снег, в облаках умеренное обледенение. Анализ метеорологической обстановки подтверждает возможность обледенения от слабого до сильного.
    Несмотря на прогнозируемое обледенение, в нарушение требований п.8.1.2.2 НПП ГА-85 и п.7.14 РЛЭ вертолета Ми-8 экипаж противообледенительную систему лопастей несущего и хвостового винтов не включил.
    После взлета с аэродрома Оленек экипаж взял курс на Анабар и занял заданную высоту 850 м, о чем доложил диспетчеру.
    По объяснению членов экипажа, следуя на этом эшелоне, вертолет попал в слабое обледенение. Сработал РИ-65 с информацией "Обледенение".
    Бортмеханик по команде КВС установил ПОС лопастей несущего и хвостового винтов в положение "Ручной", осмотрел воздухозаборники и доложил, что обледенение на них отсутствует.
    Получив информацию от экипажа впереди летящего вертолета о том, что на высоте 1150 м хорошие условия для полета, после повторного срабатывания РИ-65 об обледенении, КВС приступил к набору высоты, чтобы выйти из зоны обледенения. Диспетчеру УВД аэропорта Оленек о причине смены эшелона экипаж не доложил и тем самым нарушил требования пунктов 5.11.1 и 8.1.2.3 НПП ГА-85. Набор высоты выполнялся с уменьшением скорости полета со 190 км/ч до 135 км/ч. КВС объясняет это решением выполнить набор без увеличения мощности двигателей, за счет увеличения угла тангажа до +2 град.
    На высоте 1000м и скорости 135 км/ч произошло самовыключение правого двигателя. По объяснениям членов экипажа самовыключению предшествовали скрежет и свист с последующим хлопком в районе силовой установки, в связи с чем запуск отказавшего двигателя не производился.
    Доложив об отказе правого двигателя, экипаж принял решение произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку. За 5 сек до приземления КВС резко увеличил шаг НВ с 7,5 град до 14 град, что привело к падению оборотов НВ до 70% к моменту приземления. Перед приземлением КВС не обеспечил посадочное положение вертолета, как того требует п. 6.6.4.1 РЛЭ вертолета Ми-8. Приземление произошло с углом тангажа +12 град на основные стойки шасси с одновременным касанием земли хвостовым винтом и его повреждением. В процессе продвижения по заболоченному участку вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22388
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 7269
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Оленек
Пункт назначения Анабар
Начальный пункт маршрута Полярный
Конечный пункт маршрута Анабар


Подробные сведения

Описание последствий АП     При снятии комиссией с вертолета средств объективного контроля установлено, что одна из кассет магнитофона МС-61 выведена из гнезда, а проволока звуконосителя порвана. Данный факт дает основание предполагать, что часть звуконосителя уничтожена умышленно.
    Отсутствие магнитофонной записи внутрикабинных переговоров не позволило провести более детальный анализ действий членов экипажа в полете.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом МИ-8Т явилось самовыключение правого двигателя при полете в условиях обледенения (возможно из-за попадания льда в газовоздушный тракт двигателя с лопастей несущего винта или верхнего люка) и создание большого угла тангажа при приземлении на подобранную с воздуха площадку, что привело к столкновению рулевого винта с земной поверхностью.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.