Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Хантыавиа близ Ханты-Мансийска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  11 октября 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, близ оз. Таптым
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-06119
Авиакомпания:  Хантыавиа
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ханты-Мансийск - Промбаза - Ротор № 2 - озеро Таптым - Ханты-Мансийск. Посадочная масса и центровка вертолета не выходили за пределы установленных ограничений.
    После прилета в район озера Таптым экипаж осмотрел место предполагаемой посадки, выполнил контрольный полет по кругу на высоте 100м и приступил к выполнению захода на посадку.
    Выбранное место посадки представляло собой площадку с однослойным настилом из бревен разного диаметра (10...25 см). Размеры площадки 11,2х5,8 м не соответствовали требованиям п. 2.6.2 РЛЭ вертолета Ми-8, согласно которого они должны быть не менее 10х10 м.
    Настил площадки был покрыт слоем тающего снега толщиной до 5 см.
    По материалам объективного контроля установлено, что вертолет после кратковременного маневрирования за 26 сек. до происшествия приземлился на бревенчатый настил. Приземление произошло таким образом, что колесо левой стойки располагалось на расстоянии около 70 см от задней кромки настила.
    Через 6 сек после приземления в течение 8 секунд зарегистрировано плавное уменьшение шага несущего винта с 8 до 3 град. и снижение оборотов несущего винта с 95 до 88%. В этом промежутке времени в переговорах экипажа зарегистрировано несогласие второго пилота с решением КВС о сбросе шага несущего винта после приземления на площадку, пригодность к посадке которой вызывала у него сомнение.
    Однако КВС рекомендации второго пилота проигнорировал, о чем свидетельствует дальнейшее снижение оборотов несущего винта до 74% при неизменном шаге 3 град.
    В процессе снижения оборотов несущего винта КВС, наиболее вероятно, была выведена коррекция газа влево, приведшая к возникновению путевой разбалансировки вертолета, Воздействие возникших при этом моментов и сил привело к развороту вертолета, смещению его назад и, как следствие, к сползанию колеса левой стойки с настила и последующему опрокидыванию вертолета на левый бок.
    Предпринятые КВС меры по восстановлению управляемости вертолета путем увеличения режима работы двигателей были запоздалыми и не предотвратили опрокидывание вертолета.
    В результате опрокидывания вертолет разрушился, КВС и бортмеханик получили травмы различной степени тяжести, второй пилот не пострадал.
    При опрокидывании вертолета от ударов лопастей несущего винта погиб один человек на земле.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 0 0
На земле   1
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-06119
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.12.1980
Заводской номер ВС 8162
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Хантыавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ханты-Мансийск
Конечный пункт маршрута Ханты-Мансийск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария вертолета явилась следствием:
    - необоснованного решения КВС на выполнение посадки на площадку, размеры которой не соответствуют требованиям п. 2.6.2 РЛЭ вертолета Ми-8;
    - игнорирования КВС рекомендаций второго пилота по выполнению безопасной посадки;
    - уменьшения КВС шага несущего винта ниже величины, обеспечивающей режим висения над площадкой, непригодной для посадки;
    - несвоевременного парирования КВС разбалансировки вертолета, возникшей, наиболее вероятно, при уборке коррекции в процессе приземления.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Вертолет восстановлен и на 2012 г находится в эксплуатации
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.