Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Белорусского УГА близ Харькова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 ноября 1975 г.
Время:  19:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, близ Харькова
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46349
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Рейс:  7950
 


Описание
    Самолет Ан-24Б 105 летного отряда выполнял рейс №7950 Минеральные Воды – Ростов-на-Дону - Харьков - Гомель. После ночевки в Ростове-на-Дону и смены экипажа взлет был произведен в 18:22 местного времени. На борту находились 44 взрослых пассажира и два ребенка. Эшелон полета был задан 4 800 м. После пролета Барвенково экипаж получил указание снизиться до 3 000 м, а после пролета Лихачёво – занять 2 400 м курсом на ДПРМ с посадочным курсом 83°. Доложив занятие 2 400 м, экипаж получил разрешение на снижение до 2 100 м, затем до 1 500 м. На высоте 1 500 м экипаж перешел на связь с диспетчером круга.
    В 19:34 диспетчер круга дал разрешение снижаться до 1 200 м курсом к третьему развороту. Экипаж затем доложил занятие 1 200 м. В 19:34:57 диспетчер сообщил условия посадки и ошибочно передал: «установите давление семьсот полсотни семь» - 757 мм рт.ст. вместо 737 мм рт.ст. Экипаж подтвердил: «установил семьсот полсотни семь». После этого диспетчер, не заметив своей ошибки при подтверждении от экипажа, разрешил снижение до высоты круга 400 м. На высоте 400 м (по докладу экипажа) на удалении 15 км экипаж получил разрешение на снижение до 300 м к четвертому развороту. Затем, в 19:38, метка самолета на экране обзорного радиолокатора исчезла.
    Полностью разрушенный самолет был обнаружен в районе четвертого разворота в 12 км западнее аэропорта в точке с координатами 49°55’ СШ, 36°07’ ВД. Первое столкновение с деревьями произошло на высоте 20 м с углом тангажа 0° без крена на МК=43° с малой вертикальной скоростью снижения и с поступательной скоростью 270 км/ч. Продолжая сталкиваться с деревьями, самолет начал разрушаться в воздухе. Затем, в 120 м от места первого касания деревьев, по курсу полета самолет с правым креном столкнулся с безлесным склоном холма. Затем, в 190 м от места первого касания препятствия, у подножия противоположного склона холма он столкнулся с деревьями рощи. При ударе об деревья произошло конечное разрушение самолета. Пожара не возникло. 18 пассажиров и бортпроводница погибли. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения.
    Фактическая погода на момент авиационного происшествия: облачность 10 баллов, НГО 600 м, слабый дождь, видимость 10 км. Превышение места катастрофы над уровнем аэродрома 40 м (плюс 20 м – высота деревьев).
    Из-за неправильной установки давления аэродрома барометрические высотомеры показывали высоту на 220 м выше фактической. Задатчик опасной высоты радиовысотомера был включен и установлен на высоту 50 м. На срабатывание сигнализатора «опасная высота» за 23 секунды до первого столкновения с деревьями экипаж не отреагировал, а КВС после срабатывания выключил задатчик.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 46 18
На земле   0
Всего погибших 19


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46349
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.12.1969
Заводской номер ВС 97305708
Наработка ВС (часы) 9445
Наработка ВС (циклы) 8146
Силовая установка Н 4242077 Н 4142009


Сведения о рейсе

Номер рейса 7950
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Минеральные Воды
Конечный пункт маршрута Гомель


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Летное происшествие произошло в результате ошибки диспетчера круга, передавшего на борт давление аэродрома 757 мм рт.ст. вместо 737 мм рт.ст., что в результате установки экипажем этого значения давления на барометрических высотомерах привело к снижению в приборном полете ниже безопасной высоты. Экипаж, дезинформированный показаниями барометрических высотомеров, не принял экстренных мер к переводу самолета в набор высоты при получении сигнала «опасная высота».


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.