Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-2 Национального аэроклуба респ. Татарстан в Айдарово
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 марта 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Татарстан, село Айдарово
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23653
Авиакомпания:  Национальный аэроклуб республики Татарстан
 


Описание
    КВС выполнял аэровизуальный полет по осмотру территории предстоящих сельскохозяйственных работ. На борту вертолета находились два служебных пассажира. В нарушение требования пункта 7.1.3 НПП ГА-85 один служебный пассажир занимал правое пилотское кресло, не вмешиваясь в управление (ручка управления находилась в нерабочем положении).
    После завершения работ, при возвращении на аэродром базирования Куркачи, через 1 час 10 минут полета на истинной высоте 150 метров, по объяснению КВС, произошло падение оборотов правого двигателя ниже 60%, загорелось табло "Отказ правого генератора".
    КВС выключил правый двигатель и принял решение произвести вынужденную посадку. На момент события масса вертолета (2805 кг) и центровка (+0,173 м) находились в пределах установленных РЛЭ Ми-2. В первоначальный момент КВС рассчитывал произвести посадку на автодорогу, но ввиду наличия препятствий было принято решение о посадке на поле. С высоты 20-25 м КВС начал гасить поступательную и вертикальную скорости. Касание вертолета с поверхностью глубокого снежного покрова произошло основными стойками шасси с незначительной поступательной скоростью. После опускания передней стойки шасси произошло ее проваливание в снег и опрокидывание вертолета через носовую часть на левый борт. В процессе посадки КВС не учел направление и скорость ветра, который был попутно-боковым слева 2-3 м/сек. Вертолет получил значительные повреждения. Пилот и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23653
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 547732072
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Национальный аэроклуб республики Татарстан
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В ходе расследования аварии был обнаружен отказ (спекание контактов № 5, 6) реле ТКЕ-52ПК1 системы запуска правого двигателя. Исследования показали, что в случае спекания контактов 5-6 реле ТКЕ-52ПК1 обмотка электроклапана пускового топлива правого двигателя остается под напряжением (открытое положение клапана пускового топлива) при условии, что переключатель выбора запускаемого двигателя установлен в положении "правый". При этом происходит попадание газов из камеры сгорания через пусковую форсунку, по трубопроводам слива топлива, на вход насоса НР-40Т и далее в рабочую форсунку, в результате чего происходит срыв пламени и самовыключение двигателя.
    При осмотре вертолета и бортовой документации на месте аварии членами комиссии было обнаружено что:
    - на щитке запуска двигателей, переключатель выбора запуска двигателей "ЛЕВЫЙ-ПРАВЫЙ " находился в положении "ПРАВЫЙ";
    - в бортовой "Карте контрольной проверки" отсутствует пункт 3.2.1.05 РЛЭ о проверке установки переключателя выбора запуска двигателей в нейтральное положение после запуска (изменение № 35 к РЛЭ вертолета Ми-2 введено в действие с 28 июня 1991 г.).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии явилось сочетание факторов:
    - неустановка КВС, переключателя "Выбор запускаемого двигателя" в положение "Нейтрально";
    - отказ (спекание контактов) реле ТКЕ-52ПК1;
    - невнесение, ответственным лицом ГУП "Национальный аэроклуб Республики Татарстан", в карту контрольной проверки, находившейся на борту вертолета RA-23653 и в РЛЭ Ми-2 пункта 3.2.1.0.5, о проверке нейтрального положения переключателя выбора запускаемого двигателя;
    - посадка вертолета с незначительной поступательной скоростью попутным ветром.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.