Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ми-2 а/к Мурманские авиалинии в а/п Краснощелье
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 июля 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Краснощелье
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-20952
Авиакомпания:  Мурманские авиалинии
 


Описание
    2 июля 1999 года в аэропорту местных воздушных линий "Краснощелье" ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", произошло чрезвычайное происшествие: при заправке вертолета Ми-2 RA-20952 произошел пожар, в результате которого погиб авиамеханик.
    Командир ВС на вертолете Ми-2 RA-20952 ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", осуществлял перевозку 4-х интуристов по маршруту: Рябога-Краснощелье-Ловозеро-Мурманск.
    В аэропорту "Краснощелье" вертолет произвел посадку для дозаправки. После выключения двигателей, остановки несущего винта и высадки пассажиров КВС сообщил заправщику, исполняющему обязанности начальника аэропорта - кладовщика ГСМ, необходимое количество топлива для заправки. После слива отстоя топлива авиамеханик приступил к заправке основного бака вертолета, попросив КВС по его команде выключить насос заправки. Командир вертолета в 7 м от ВС выписывал требование на ГСМ. По объяснению КВС через некоторое время он услышал "хлопок" и увидел, что весь правый борт вертолета от втулки несущего винта до земли объят пламенем. Из-за сильного пламени и высокой температуры КВС не смог отключить насос заправки, поэтому керосин продолжал поступать в заправочный шланг и разливаться под вертолетом, усиливая очаг пожара. Поступление керосина прекратилось, когда из-за короткого замыкания перегорела проводка, идущая к пульту управления насоса. К этому времени было выдано 2000 литров керосина.
    Находившийся на КДП радиооператор, увидев пожар, вызвал пожарный расчет из поселка Краснощелье, который прибыл через 20 минут и не оказал влияния на исход пожара. Вертолет полностью сгорел. Заправщик получил ожоги III степени и 7 июля 1999 года скончался в реанимационном отделении Мурманской областной больницы. Командир вертолета не пострадал.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 0 0
На земле   1
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета на стоянке
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-20952
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 548717064
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Мурманские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Краснощелье
Пункт назначения Ловозеро
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Мурманск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Проверка, проведенная 18.06.99 г. (за 13 дней до чрезвычайного происшествия) инженером ГСМ ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", выявила ряд недостатков, нарушений требований "Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче ГСМ" в аэропорту "Краснощелье".
    - ограждение склада разрушено, что способствует беспрепятственному проникновению на территорию склада посторонних лиц;
    - прокладки на горловины установлены не на всех резервуарах, крышки горловин резервуаров не зачехлены, что способствует загрязнению топлива механическими примесями в виде песка;
    - помещение насосной станции, в нарушении правил техники противопожарной безопасности, захламлено, противопожарное оборудование отсутствует;
    - топливораздаточный рукав и заправочный пистолет изношены и требуют замены;
    - пробы авиатоплива на приемный анализ и содержание ПВК - жидкости отбираются несвоевременно и некачественно.
    В акте проверки технического состояния склада ГСМ отмечалось, что при существующем положении и безответственном отношении к авиатопливообеспечению невозможно гарантировать качественную и безопасную заправку ВС в аэропорту "Краснощелье", но должных выводов руководством аэропорта и ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", не было сделано, недостатки своевременно не были устранены.
    При расследовании чрезвычайного происшествия комиссией были вскрыты серьезные недостатки в деятельности ОАО "Аэропорт Мурманск", ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии", аэропорта "Краснощелье":
    - служба ГСМ ОАО "Аэропорт Мурманск" сертификацию не проходила;
    - сертификат и лицензия по вопросам топливообеспечения на местных воздушных линиях у ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" отсутствуют;
    - отсутствует договор между пожарным отделением поселка Краснощелье и аэропортом "Краснощелье";
    - заправочный рукав колонки УЗС-7Б на заправочной площадке аэропорта "Краснощелье" не подвергался ежемесячным гидравлическим испытаниям на герметичность при давлении 1,25 рабочего давления, а также на двойное давление перед установкой (согласно требованиям "Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА");
    - заправочный рукав согласно акта проверки технического состояния склада ГСМ от 18.06.99 г., составленного инженером ГСМ ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" Т.П. Котляровой и и.о. начальника аэропорта "Краснощелье" В.А. Совкиным, подлежал замене;
    - противопожарный баллон ОУ-25 на заправочной площадке аэропорта "Краснощелье" разряжен, не опломбирован, срок проверки не указан;
    - инструктаж по охране труда и технике безопасности с В.А. Совкиным не проводился;
    - паспорта на привозимое топливо ТС-1 в аэропорту "Краснощелье" отсутствуют, имеется только текст радиограмм службы ГСМ ОАО "Аэропорт Мурманск" о номере паспорта и содержании жидкости "И-М" в топливе;
    - контрольные талоны на выдаваемое топливо отсутствуют;
    - отметок о замене фильтроэлементов топливных резервуаров в аэропорту "Краснощелье" нет с 16.04.95 г.;
    - журнал учета перепадов давления отсутствует.
    Приказом внешнего управляющего ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии" № 139 от 09.07.99г. аэропорт "Краснощелье" с 10.07.99 г. переведен в класс посадочных площадок до устранения выявленных недостатков.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Чрезвычайное происшествие произошло из-за разрыва заправочного рукава в процессе заправки вертолета и попадания подаваемого под давлением топлива на выходные патрубки правого двигателя, из-за чего произошло возгорание керосина и вертолета в целом. Вероятной причиной разрушения (разрыва) заправочного рукава является его старение. Чрезвычайное происшествие стало возможным из-за отсутствия должного контроля и невыполнения требований "Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА" со стороны руководства аэропорта "Краснощелье" и ОАО Авиакомпания "Мурманские авиалинии".


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.