Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т Нижнеудинского предприятия
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  03 августа 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, 125 км от а/п Братск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24428
Авиакомпания:  Нижнеудинский авиационный отряд
 


Описание
    3 августа 1999 года, днем, в простых метеоусловиях, в 125 км от аэропорта Братск, при посадке на подобранную с воздуха площадку, произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24428, принадлежавшего Нижнеудинскому Государственному унитарному предприятию, подконтрольному Восточно-Сибирскому МТУ ФСВТ России.
    2.08.99 г. экипаж был откомандирован на оперативную точку Октябрьский, Чунского района Иркутской области для выполнения полетов по борьбе с лесными пожарами.
    3.08.99 г. экипаж вертолета, находясь на оперативной точке Октябрьский, получил заявку от заказчика (Чунского авиаотделения Иркутской базы авиационной охраны лесов) на выполнение полета по доставке десантников и пожарного имущества на лесные пожары. В состав экипажа, согласно заявки заказчика был включен летчик-наблюдатель, который не был вписан в задание на полет.
    Прогноз соответствовал минимуму КВС и требованиям для полетов по ПВП.
    Высадив десантников в назначенном месте, экипаж продолжил полет по осмотру пожаров. В процессе облета очагов пожаров экипажем были произведены две посадки с целью взятия на борт спусковых устройств десантников. О выполнении этих посадок экипаж в нарушение требований п.п.7.6.10, 10.4.2 НПП ГА-85 и п.6.6.3.2 Правил фразеологии радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением (приказ МГА от 27.02.87 г № 61) диспетчеру МДП Нижнеудинска не докладывал и отметок в задании на полет не делал.
    По показаниям экипажа, после обнаружения нового очага пожара было принято решение осмотреть площадку, находящуюся в непосредственной близости от него, определить ее пригодность для доставки десантников к очагу пожара. Как показал анализ записей САРПП-12Д1М, изменение параметров движения вертолета было характерно для выполнения КВС действий при подготовке к зависанию вертолета. В нарушение требований п.5.3.2.5 РЛЭ Ми-8 при зависании вертолета над площадкой на рабочем месте бортмеханика находился летчик-наблюдатель.
    Также в нарушение требований п.4.2.3.5 РЛЭ Ми-8, разворот для осмотра площадки выполнялся при ветре 5...8 м/с на угол более чем на 90°, что привело к ухудшению условий работы рулевого винта и путевого управления (при скорости ветра 5 м/с перемещение рекомендуется выполнять против ветра с разворотами на 90° к направлению ветра).
    Малый опыт самостоятельных полетов в качестве КВС (252 часа) не позволил ему своевременно определить начало непроизвольного разворота влево. Для прекращения разворота КВС дал правую педаль вперед до упора, но вертолет продолжал разворачиваться влево с увеличивающейся угловой скоростью. КВС предпринял попытку вывода вертолета из этого режима сбросив общий шаг до 6°, для уменьшения реактивного момента от несущего винта. Такие действия не привели к остановке вращения, однако произошло его замедление.
    С целью прекратить вращение КВС предпринял попытку перевести вертолет в режим разгона с увеличением общего шага НВ с 7° до 9,5°. Так как это не привело к прекращению вращения, КВС сбросил шаг-газ, после чего вертолет, вращаясь влево с нулевым креном и тангажом 6...7° на пикирование, столкнулся с поверхностью земли и разрушился, экипаж получил травмы различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24428
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1986
Заводской номер ВС 98625555
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Нижнеудинский авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-24428 явилось следствием сочетания следующих факторов:
    - нарушение КВС п.4.2.3.5 РЛЭ Ми-8, связанное с выполнением разворота вертолета на висении при скорости ветра более 5 м/с на угол более 900 к направлению ветра;
    - недостаточная профессиональная подготовка КВС, не позволившая ему своевременно распознать начало самопроизвольного левого вращения и принять правильные действия по пилотированию при нехватке запасов путевого управления вертолетом.
    В ходе расследования АП в Нижнеудинском ГУАП был выявлен ряд недостатков:
    - контроль за работой экипажей, находящихся на оперативных точках, со стороны командно-летного состава не налажен;
    - имеют место нарушения требований руководящих документов при ведении эксплуатационно-технической документации.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.