Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2Р аэроклуба 'Маэстро' близ а/д Югорск-2
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 ноября 2012 г.
Время:  11:20
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Советский район, близ а/д Комсомольский (Югорск-2)
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-33589
Авиакомпания:  Аэроклуб 'Маэстро'
 


Описание
    Пилот выполнял полет в районе посадочной площадки «Комсомольский» (бывший военный аэродром «Комсомольский») с целью выброски парашютистов-спортсменов. Самолет был дозаправлен автомобильным бензином АИ-95, приобретенном на сертифицированной АЗС в Югорске (эксплуатация самолета на автомобильном бензине осуществлялась постоянно. При этом владелец самолета не предъявлял его для обязательной проверки двигателя представителем Гос НИИ ГА через каждые 100 часов налета, согласно действующим нормативным документам). В нарушение требований РЛЭ полет планировалось выполнять неполным составом экипажа, без второго пилота. Взлет был произведен с МК=314° на лыжном шасси. На высоте примерно 80 м произошло падение мощности двигателя. Вместо решения о посадке перед собой при наличии для этого пригодных площадок, КВС левым разворотом пытался произвести посадку с обратным курсом на посадочную площадку. В процессе разворота произошло уменьшение скорости и высоты полёта. Самолет с МК около 170° задел верхушки деревьев и, прочертив по земле консолью левого нижнего крыла около 12 м, столкнулся с землей двигателем на опушке леса (через 27 м после первого касания деревьев) и с левым креном более 60º. После столкновения с землей самолет по инерции продвинулся вперед еще на 20 м с разворотом почти на 180°, остановился и загорелся. Фюзеляж самолета сгорел до 19 шпангоута.
    АП произошло в 2,4 км от начала старта и примерно в 100 м левее оси ВПП. КВС и 4 парашютиста получили тяжелые ранения. Один из парашютистов-спортсменов через 18 дней после АП скончался. Остальные парашютисты получили легкие ранения.
    При исследовании двигателя установлено, что на нем произведена замена цилиндра №1 с нарушением технологии (зазоры в клапанной группе значительно превышают предельные по ТУ). Выявлены различные повреждения, вызванные работой двигателя на повышенном температурном режиме (обгорание и оплавление днищ всех поршней, разрушение поршня №9 и одного из его поршневых колец, оплавление и выкрашивание материала некоторых клапанов цилиндров, интенсивный износ поршневых колец всех цилиндров, нагар на штоках выпускных клапанов). Техническое обслуживание ВС с октября 2012 г производилось самим КВС, который не имел Свидетельства специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и сертификата на право выполнения ТО самолёта Ан-2.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 9 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-33589.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-33589
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 13.06.1988
Заводской номер ВС 1G230-31
Наработка ВС (часы) 1250
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К1648876


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэроклуб 'Маэстро'
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Югорск-2
Пункт назначения Югорск-2
Начальный пункт маршрута Югорск-2
Конечный пункт маршрута Югорск-2


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной АП явился вывод самолета на закритические углы атаки при выполнении энергичного разворота для захода на вынужденную посадку с курсом, обратным взлетному, необходимость которой была обусловлена отказом двигателя после взлета на малой высоте, проявившимся в виде тряски и падения его мощности, что привело к столкновению самолета с землей с углом крена более 60°.
    Отказ двигателя произошел вследствие высокотемпературного повреждения и разрушения деталей цилиндро-поршневой группы из-за его неудовлетворительной технической эксплуатации и использования в топливной системе самолета автомобильного бензина, качество которого не соответствовало требованиям, предъявляемым к бензину АИ-95, рекомендованному к применению по программе подконтрольной эксплуатации авиационной техники.
    Способствующим фактором, наиболее вероятно, явилась частичная утрата навыков командиром ВС по управлению самолетом Ан-2. Полет выполнялся КВС, метеоминимумы и допуски которого, записанные в свидетельстве пилота-любителя, а также факт прохождения им ВЛЭК, не подтверждены документально.
    Принятие КВС решения о посадке самолета перед собой в сложившейся ситуации, наиболее вероятно, позволило бы уменьшить тяжесть последствий АП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.