Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Армянского УГА в р-не Батуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 июля 1975 г.
Время:  12:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Аджарская АССР, близ Батуми
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87475
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянское УГА, Ереванский ОАО
Рейс:  Е-15
 


Описание
    Экипаж 113 летного отряда выполнял рейс Е-15 Ереван-Батуми. На борту находились 35 пассажиров, в том числе 12 детей. В 12:18 мск самолет вошел в зону а/п Батуми и экипаж установил связь с диспетчером, который разрешил снижение до 300 м к четвертому развороту, передал условия посадки с МК=127°, а затем, в 12:25, фактическую погоду: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 420 м, от высоты 300 м – облачность 3 балла, видимость 5 км, ветер 195° 5-8 м/с, давление 757 мм рт.ст. Переданная на борт погода не соответствовала фактической. Согласно АМСГ и записи в журнале на КДП за 12:20 фактическая погода была: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 420 м, от высоты 200 м облачность 3 балла, дождь, видимость 3 км, ветер 195° 5-8 м/с, давление 757 мм рт.ст, т.е. фактическая видимость была хуже переданной экипажу и ниже минимума аэродрома. На удалении 11 км в 12:27:07 диспетчер разрешил выполнять четвертый разворот и сообщил обратный курс 139°, т.е. самолет находился левее посадочного курса на 2 км. В 12:29:35 диспетчер сообщил на борт удаление 5 км. Находясь между береговой чертой и торцом ВПП, на удалении до торца ВПП около 1 300 м проверяющий сообщил диспетчеру об уходе на второй круг. Согласно показаниям очевидцев, самолет пролетел над точкой, удаленной от торца ВПП (307°) 2 700 м практически на посадочном курсе с левым разворотом. В этой точке была последняя связь экипажа с диспетчером: «Вы можете визуально зайти?». «Да, визуальный заход». Далее самолет, находясь периодически в облаках, пролетел над горой Анария с магнитным курсом около 30°. По показаниям очевидцев, над чайной фабрикой, расположенной в 9 км от КТА, самолет выполнил правый разворот по долине реки Королицхали и, пролетев около 1,5 км, развернулся влево на магнитный курс около 60°. С этим магнитным курсом самолет продолжал движение до точки приближения 1000-1500 м от места столкновения с горой. Перед столкновением самолет начал выполнять правый разворот и набор высоты. Столкновение с горой высотой 594,6 м произошло в 12:34 на высоте 550 м с МК=84° с правым креном около 20° и углом наклона траектории +14°. Самолет взорвался, разрушился и частично сгорел. Путь, пройденный самолетом от доклада экипажа о выполнении первого разворота до столкновения с горой составил 15 км. При скорости 300 км/ч самолет прошел бы это расстояние за 180 сек, при скорости 350 км/ч – за 155 сек. Первый вызов самолета диспетчером произошел через 170 сек после последнего доклада от экипажа, т.е., когда самолет уже, вероятно, столкнулся с горой.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 35 35
На земле   0
Всего погибших 40


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87475
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.12.1974
Заводской номер ВС 9442037
Наработка ВС (часы) 1244
Наработка ВС (циклы) 1151
Силовая установка Н 5422061 Н 5422126 Н 5422114


Сведения о рейсе

Номер рейса Е-15
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянское УГА, Ереванский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ереван (Звартноц)
Пункт назначения Батуми
Начальный пункт маршрута Ереван (Звартноц)
Конечный пункт маршрута Батуми


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что переданная на борт погода не соответствовала фактической, переданной АМСГ на КДП за 12:15. РП, знавший, что переданная погода ниже установленного минимума, мер по направлению самолета на запасной аэродром не принял. Экипаж ушел на второй круг с высоты 150 м на удалении 1 300 м от торца ВПП, вероятно, из-за ухудшения видимости на предпосадочной прямой. В дальнейшем, экипаж, войдя в облачность в горной местности, принял решение на повторный заход на посадку, не имея условий для визуального полета, в нарушение НПП ГА-71, а затем принял запоздалое решение на набор высоты и переход к ППП. В результате, не зная точного местонахождения самолета, на высоте ниже безопасной вне видимости земли в наборе высоты самолет столкнулся с горой на удалении 15 км от КТА. Самолет был в полетной конфигурации (шасси и закрылки убраны, стабилизатор в нейтральном положении). Отказов материальной части не было.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является значительное уклонение траектории полета самолета от установленной схемы при уходе на второй круг.
    Сопутствующие причины:
    1) неправильная информация о видимости, переданная экипажу (5 км вместо 3 км), при установленном минимуме аэропорта по видимости 5 км и отсутствие возможности непрерывного радиолокационного контроля за полетом при уходе на второй круг.
    2) недостаточное метеообеспечение данного полета на аэродроме в части учащенных 15-ти минутных наблюдений за погодой.
    3) отсутствие на схеме в сборнике и в инструкции по производству полетов на аэродроме на удалении 5 км от схемы возвышенностей выше 200 м, расположенных ближе к схеме ухода на второй круг, чем указанная высота 410 м.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.