|
|
|
Катастрофа Як-40 Армянского УГА в р-не Батуми |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 июля 1975 г.
Время: 12:34
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, Аджарская АССР, близ Батуми
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87475
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Армянское УГА, Ереванский ОАО
Рейс: Е-15
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 113 летного отряда выполнял рейс Е-15 Ереван-Батуми. На борту находились 35 пассажиров, в том числе 12 детей. В 12:18 мск самолет вошел в зону а/п Батуми и экипаж установил связь с диспетчером, который разрешил снижение до 300 м к четвертому развороту, передал условия посадки с МК=127°, а затем, в 12:25, фактическую погоду: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 420 м, от высоты 300 м – облачность 3 балла, видимость 5 км, ветер 195° 5-8 м/с, давление 757 мм рт.ст. Переданная на борт погода не соответствовала фактической. Согласно АМСГ и записи в журнале на КДП за 12:20 фактическая погода была: облачность 10/10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 420 м, от высоты 200 м облачность 3 балла, дождь, видимость 3 км, ветер 195° 5-8 м/с, давление 757 мм рт.ст, т.е. фактическая видимость была хуже переданной экипажу и ниже минимума аэродрома. На удалении 11 км в 12:27:07 диспетчер разрешил выполнять четвертый разворот и сообщил обратный курс 139°, т.е. самолет находился левее посадочного курса на 2 км. В 12:29:35 диспетчер сообщил на борт удаление 5 км. Находясь между береговой чертой и торцом ВПП, на удалении до торца ВПП около 1 300 м проверяющий сообщил диспетчеру об уходе на второй круг. Согласно показаниям очевидцев, самолет пролетел над точкой, удаленной от торца ВПП (307°) 2 700 м практически на посадочном курсе с левым разворотом. В этой точке была последняя связь экипажа с диспетчером: «Вы можете визуально зайти?». «Да, визуальный заход». Далее самолет, находясь периодически в облаках, пролетел над горой Анария с магнитным курсом около 30°. По показаниям очевидцев, над чайной фабрикой, расположенной в 9 км от КТА, самолет выполнил правый разворот по долине реки Королицхали и, пролетев около 1,5 км, развернулся влево на магнитный курс около 60°. С этим магнитным курсом самолет продолжал движение до точки приближения 1000-1500 м от места столкновения с горой. Перед столкновением самолет начал выполнять правый разворот и набор высоты. Столкновение с горой высотой 594,6 м произошло в 12:34 на высоте 550 м с МК=84° с правым креном около 20° и углом наклона траектории +14°. Самолет взорвался, разрушился и частично сгорел. Путь, пройденный самолетом от доклада экипажа о выполнении первого разворота до столкновения с горой составил 15 км. При скорости 300 км/ч самолет прошел бы это расстояние за 180 сек, при скорости 350 км/ч – за 155 сек. Первый вызов самолета диспетчером произошел через 170 сек после последнего доклада от экипажа, т.е., когда самолет уже, вероятно, столкнулся с горой.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
35 |
35 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87475 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
10.12.1974 |
Заводской номер ВС |
9442037 |
Наработка ВС (часы) |
1244 |
Наработка ВС (циклы) |
1151 |
Силовая установка |
Н 5422061 Н 5422126 Н 5422114 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Е-15 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Армянское УГА, Ереванский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ереван (Звартноц) |
Пункт назначения |
Батуми |
Начальный пункт маршрута |
Ереван (Звартноц) |
Конечный пункт маршрута |
Батуми |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что переданная на борт погода не соответствовала фактической, переданной АМСГ на КДП за 12:15. РП, знавший, что переданная погода ниже установленного минимума, мер по направлению самолета на запасной аэродром не принял. Экипаж ушел на второй круг с высоты 150 м на удалении 1 300 м от торца ВПП, вероятно, из-за ухудшения видимости на предпосадочной прямой. В дальнейшем, экипаж, войдя в облачность в горной местности, принял решение на повторный заход на посадку, не имея условий для визуального полета, в нарушение НПП ГА-71, а затем принял запоздалое решение на набор высоты и переход к ППП. В результате, не зная точного местонахождения самолета, на высоте ниже безопасной вне видимости земли в наборе высоты самолет столкнулся с горой на удалении 15 км от КТА. Самолет был в полетной конфигурации (шасси и закрылки убраны, стабилизатор в нейтральном положении). Отказов материальной части не было. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы является значительное уклонение траектории полета самолета от установленной схемы при уходе на второй круг.
Сопутствующие причины:
1) неправильная информация о видимости, переданная экипажу (5 км вместо 3 км), при установленном минимуме аэропорта по видимости 5 км и отсутствие возможности непрерывного радиолокационного контроля за полетом при уходе на второй круг.
2) недостаточное метеообеспечение данного полета на аэродроме в части учащенных 15-ти минутных наблюдений за погодой.
3) отсутствие на схеме в сборнике и в инструкции по производству полетов на аэродроме на удалении 5 км от схемы возвышенностей выше 200 м, расположенных ближе к схеме ухода на второй круг, чем указанная высота 410 м. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|