Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Тюменьавиатранс в Сергино, ХМАО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  11 декабря 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Сергино
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22617
Авиакомпания:  Тюменьавиатранс
 


Описание
    11 декабря 1999 года, ночью, в простых метеоусловиях, при взлете с вертодрома Сергино потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22617, принадлежащий авиационной транспортной компании (АТК) "Тюменьавиатранс". Экипаж выполнял транспортно - связной полет с целью доставки пассажиров и груза по маршруту: Игрим-Светлый-Сергино-Светлый-Игрим. После посадки на вертодроме Сергино вертолет был загружен продуктами питания весом 2500 кг (согласно загрузочной ведомости). На борту также находился один служебный пассажир, сопровождавший груз. Груз перед загрузкой не взвешивался, его вес учитывался по маркировке стандартных упаковок. Загрузка была прекращена, когда по подсчетам агента СОП масса груза достигла заявленной (2500 кг). Величину фактической массы груза комиссии установить не представилось возможным, по причине его частичной утраты в результате повреждения (вылилось содержимое разбитых бутылок, разорванных пакетов) и возможного частичного хищения.
    В нарушение требований п. 7.14.3 РЛЭ вертолета Ми-8 после запуска двигателей прогрев, опробывание их и руление экипаж производил без включения ПОС двигателей и воздухозаборников в положение "РУЧНОЙ".
    За прошедшие сутки в районе вертодрома Сергино отмечался слабый ливневый снег и за пределами взлетно-посадочной площадки (30 м х 30 м) на летном поле вертодрома имелся слой свежевыпавшего снега, что создавало условия для образования снежного вихря при взлете по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки.
    Анализ средств объективного контроля показал, что при контрольном висении, после отделения вертолета от земли и зависании на высоте 3-м частота вращения несущего винта уменьшилась с 96 % до 91 %, а в дальнейшем при разгоне скорости в зоне влияния воздушной подушки до 89 % на взлетном режиме, что указывает на превышение максимальной загрузки для выбранного метода взлета. В данном случае рациональным решением было бы снять часть груза. Однако, при наличии признаков превышения максимально-допустимого взлетного веса для данных ycловий, КВС и нарушение требовании и. 7.7.14 НПП ГА-85 п.п. 4.9 РЛЭ вертолет Ми-8 принял решение выполнять взлет в условиях возможного образования снежного вихря с Maccoй вертолета, не позволявшей маневрировать на висении вне зоны влияния воздушной подушки.
    В процессе разгона скорости при выполнении полета в зоне влияния подушной подушки, после выхода за пределы очищенной от снега взлетно - посадочной площадки вертолет попал в зону снежного вихря.
    Экипаж потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и представление о пространственном положении вертолета, о чем свидетельствует интенсивное нарастание углов крена (до 9 град. влево) и тангажа (до 7 град. на пикирование). Достаточно энергичное пикирование и кренение вертолета при одновременном уменьшении частоты вращения ИВ сопровождалось потерей высоты. В результате вертолет с левым крепом столкнулся с замерзшей заболоченной поверхностью и опрокинулся на левый борт. Вертолет получил серьезные повреждения. Экипаж и пассажир не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22617
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1980
Заводской номер ВС 7964
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Тюменьавиатранс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии явилась потеря экипажем представления о пространственном положении вертолета в условиях образования снежного вихря при выполнении взлета и зоне влияния воздушной подушки.
    Возникновение аварийной ситуации обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - превышение взлетной массы вертолета для взлета вне зоны влияния воздушной подушки по отношению к развиваемой в данных условиях мощности силовой установки;
    - принятие КИС решения о выполнении взлета в зоне влияния воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря при наличии признаков превышения взлетной массы вертолета, которая не обеспечивала маневрирование в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки, что является нарушением требований п. 7.7.14 НПП ГA - 85 п.п. 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.