Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Алорса в Ленском районе Якутии
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  16 мая 2001 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха-Якутия, Ленский район, пос. Южная Нюя
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24240
Авиакомпания:  Алроса
 


Описание
    Экипаж выполнял авиационно-спасательные работы по оказанию помощи пострадавшим от наводнения в районе города Ленек. Второй пилот в составе экипажа отсутствовал, его функции выполнял проверяющий, командир звена.
    После прохождения предполетной подготовки экипаж произвел взлет из аэропорта Ленек для осмотра затопленных участков города и выполнения авиационно-спасательных работ.
    Для высадки спасенного пассажира экипаж выполнял посадку на площадку, подобранную с воздуха, находящуюся в пределах населенного пункта. Активное пилотирование осуществлял командир вертолета. На борту вертолета находились три пассажира, коммерческий груз отсутствовал. Посадочная масса вертолета составляла 9052 кг, центровка +168 мм, что не выходило за пределы ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ми-8.
    Безусловных оснований для приземления вертолета в населенном пункте не было. С точки зрения более безопасной посадки предпочтительнее была бы площадка на окраине населенного пункта, где меньше вероятность встречи с неожиданными препятствиями.
    При осмотре площадки экипаж не заметил телефонных проводов, натянутых над выбранной площадкой на небольшой высоте в месте планируемой посадки. Следует отметить, что обнаружение экипажем указанных проводов при осмотре площадки с воздуха из-за их малого сечения (около 3 мм) и черного неконтрастного цвета оплетки по отношению к темной земле было практически исключено.
    На удалении от предполагаемого места посадки около 40 м истинная высота вертолета над уровнем площадки составляла 5...6 м и телефонные провода стали проецироваться на контрастном фоне неба. Пилотирующий командир вертолета, производивший расчет на посадку и концентрировавший внимание на земле, проводов не заметил. Однако проверяющий, находившийся на правом рабочем месте, внезапно увидел приближающееся препятствие.
    Для предотвращения столкновения с проводами рефлекторным и несоразмерным отклонением ручки управления циклическим шагом на себя проверяющий значительно увеличил угол тангажа на кабрирование с 2,5° до 19° и одновременно увеличил общий шаг НВ до 12°. В это время хвостовая балка вертолета находилась над забором, высота которого составляла около 2-ух м, и резкое изменение пространственного положения вертолета привело к соударению с препятствием лопастей рулевого винта, что повлекло за собой их полное разрушение. К моменту соударения рулевого винта с препятствием высота полета вертолета составляла примерно 4,5 м.
    Значительное повреждение рулевого винта вертолета вызвало сильную вибрацию, приведшую к разрушению концевой балки, и, как следствие, к аэродинамической разбалансировке воздушного судна, его неуправляемому вращению и кренению вправо. Вертолет столкнулся с землей и опрокинулся на правый борт. Экипаж предпринял меры по экстренному выключению двигателей, что предотвратило возникновение пожара на земле. Члены экипажа и пассажиры в результате авиационного происшествия телесных повреждений не получили.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24240
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 26.05.1987
Заводской номер ВС 98730805
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Кроме того, особое внимание следует обратить на недостатки, выявленные при расследовании авиационного происшествия с вертолетом Ми-8 RA-24240, не оказавшие непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияющие на безопасность полетов в целом:
    - в штате Мирнинского авиапредприятия состоит всего один помощник командира по безопасности полетов, чего явно недостаточно при большой территории ответственности (7 аэропортов);
    - в нарушение п.2.3.3. ПРАПИ-98 носители средств объективного контроля были извлечены из накопителей и сняты с воздушного судна до прибытия комиссии и без участия представителей правоохранительных органов без оформления соответствующей документации.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8 RA-24240 явилось соударение лопастей рулевого винта с препятствием, приведшее к разрушению конструкции воздушного судна и его столкновению с землей в процессе захода на площадку, подобранную с воздуха. Авиационное происшествие произошло вследствие сочетания следующих факторов:
    - недостаточной осмотрительности экипажа при выполнении посадки на подобранную с воздуха площадку в пределах населенного пункта;
    - наличия в месте посадки необозначенных в полетных картах телефонных проводов, заметить которые из-за их малого сечения и неконтрастного по отношению к подстилающей поверхности цвета при предварительном осмотре площадки с воздуха экипаж не мог;
    - резкого изменения проверяющим пространственного положения вертолета (увеличения угла тангажа до 19° на кабрирование) на малой высоте при попытке избежания столкновения с внезапно попавшим в поле зрения препятствием в непосредственной близости по курсу посадки.
    Фактором, способствовавшим ошибочным действиям экипажа, могло быть притупление внимания и снижение способности к его распределению вследствие усталости пилотов, обусловленной высокой летной нагрузкой за последние трое суток и общим повышением нервно-эмоционального напряжения в связи со стихийным бедствием.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.