Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2Р а/к Вираж в Ставропольском крае
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  27 апреля 2001 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Ставропольский край, Новоалександровский район, южнее пос. Горьковский
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-40997
Авиакомпания:  Вираж
 


Описание
    Экипаж самолета выполнял полет по обработке ядохимикатами поля. При полете на борту находилось 1200 литров ядохимикатов. Взлетная масса и центровка не выходили за пределы ограничений РЛЭ самолета Ан-2.
    В процессе подготовки к вылету КВС произвел заправку ВС жидкими химикатами, опробование и прогрев двигателя. Замечаний при подготовке к работе авиатехники не было.
    Заправка самолета производилась автомобильным бензином АИ-95, полученным с нефтебазы "Ставропольнефтепродукт". Паспорт качества на продукт отсутствовал.
    После взлета и уборки механизации в процессе второго разворота на высоте 50 м начались перебои в работе и падение оборотов двигателя. Попытка КВС восстановить режим работы двигателя путем перемещения рычагов управления не привели к желаемому результату. Ручной насос РНА-1А для создания давления бензина в системе с целью обеспечения нормальной работы двигателя экипаж не использовал.
    По курсу снижения самолета находились препятствия: лесополоса, опоры ЛЭП и бетонированный водоканал. С целью предотвращения столкновения с препятствиями КВС произвел посадку на участок местности, расположенный в непосредственной близости с лесопосадкой. В конце пробега самолет столкнулся левой полукоробкой крыльев с деревьями.
    В результате авиационного происшествия самолет разрушился, находившиеся на борту члены экипажа не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-40997
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1986
Заводской номер ВС 1G217-37
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Вираж
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В процессе расследования установлено, что экипаж для выполнения полетов в качестве топлива несанкционированно, с нарушением требований Распоряжения от 11.04.2001г. № НА-131-Р, использовал неэтилированный автомобильный бензин марки АИ-95 (ГОСТ 2084-77), который по своим показателям был непригоден для работы двигателя АШ-62ИР, и налетал на этом топливе 52ч. 52 мин. В нарушение требований "Руководства по организации обеспечения ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ" самолет заправлялся из незащищенной емкости автоцистерны при помощи заправочного пистолета через верхнюю горловину бензобаков ВС, что не обеспечивало необходимой степени фильтрации бензина.
    На фильтрах и в корпусе фильтра тонкой очистки карбюратора обнаружены механические примеси, смолоотложения и частичная закупорка топливного канала на входе в фильтр тонкой очистки карбюратора фрагментами резины, которые явились причиной падения мощности и перебоев в работе двигателя.
    Ранее, в период эксплуатации ВС при наработке 25 часов на данном топливе по заявлению экипажа в полете произошло падение давления в топливной системе. Авиатехник по указанию КВС произвел снятие с самолета фильтрующего элемента 12ТФ-29-1 и в связи с заметным изменением его цвета, что свидетельствовало о его засоренности смолами, заменил его новым, после чего давление топлива восстановилось. При выполнении АХР 26.04.01г. по замечаниям экипажа, заявленным устно авиатехнику, в полете начал появляться рост температуры масла. Авиатехник произвел очистку и промывку сот радиатора без его снятия с ВС и одновременно снял туннель маслорадиатора для улучшения обдува. Оба замечания, как и их устранение, в бортовом журнале не отражены. Оба приведенных факта показывают, что уже через 25 часов работы на автомобильном бензине работоспособность двигателя была нарушена. После замены фильтра 12ТФ29-1 самолет налетал 27 часов до данного авиационного происшествия.
    Можно предположить, что экипаж и авиатехник знали о том, что автомобильный бензин, которым заправлялся самолет, не обеспечивал нормальную работоспособность двигателя на эксплуатационных режимах, так как параметры его работы (давление бензина и температура масла) выходили за установленные пределы, что, в свою очередь, не могло не отразиться на тяговых характеристиках двигателя и его мощности.
Выявленные при расследовании недостатки     При расследовании были выявлены грубые нарушения требований руководящих документов оказывающие, значительное влияние на состояние безопасности полетов:
    - в результате грубого нарушения требований распоряжения Министерства транспорта России от 11.04.2001г. № НА-131-Р эксплуатация самолета осуществлялась на автомобильном бензине бесконтрольно.
    - перелет на временный аэродром в нарушение п.10.1.10 НПП ГА-85 выполнялся без связи с диспетчером УВД и без установленного на ВС барографа АД-2.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явилось нарушение работоспособности двигателя АШ62ИР в полете из-за снижения давления и пропускной способности топливных фильтроэлементов 12ТФ29 и фильтра тонкой очистки карбюратора по причине использования некондиционного и неразрешённого для применения автомобильного бензина, что привело к обеднению топливной смеси, падению мощности, неустойчивой работе двигателя и как следствие к вынужденной посадке вне аэродрома, при выполнении которой произошло столкновение с препятствиями (деревьями).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.