Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-2 а/к СмоленскАэроТранс в Орловской области
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  03 июля 2001 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Орловская область, близ н.п. Пугачевка
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-15669
Авиакомпания:  СмоленскАэроТранс
 


Описание
    3 июля 2001 года, днем, в простых метеоусловиях, в районе н.п. Пугачевка (10 км восточнее г. Орла) потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв вертолет Ми-2 RA-15669, принадлежащий Аэроклубу "Полет" РОСТО и эксплуатируемый ЗАО "СмоленскАэроТранс", подконтрольным ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России. Полеты выполнялись с оперативной точки "Стальной Конь", расположенной в 10 км восточнее г. Орла, в интересах Брянского производственного отделения "Юго-запад Транснефтепродукт".
    Экипаж прибыл на оперативную точку 1 июля 2001 г., где ему был передан, согласно записей в бортовом журнале, исправный и подготовленный к полету вертолет.
    С целью оперативного обнаружения и устранения аварий на нефтепроводе вертолет Ми-2 RA-15669 включался в план полетов ежедневно. Полеты выполнялись из дежурного режима по команде заказчика.
    3 июля 2001г., без согласования с заказчиком, КВС принял решение выполнить полет на аэродром РОСТО "Пугачевка", расположенный в 15км от места базирования, за дистиллированной водой для аккумулятора вертолета (по объяснению экипажа).
    На связь по телефону со службой движения Орловского центра УВД экипаж не выходил, прогноз погоды не получал. Заявка на полет, выдаваемая "заказчиком", на борту отсутствовала.
    По заявлению КВС, он пытался установить связь со службой движения Орловского центра УВД после взлета вертолета, однако это ему не удалось из-за неудовлетворительной работы радиостанции.
    В нарушение требований Воздушного Кодекса Российской Федерации (ст. 16, 70, 71) и НПП ГА-85 (п. 10.1.9 и 10.1.23) экипаж, после того как не установил связь со службой УВД, не произвел посадку на место взлета, а продолжил полет.
    Таким образом, полет вертолета осуществлялся без уведомления службы УВД, являлся несанкционированным и выполнялся в режиме радиомолчания. По объяснению экипажа, после посадки на аэродроме РОСТО "Пугачевка" и дозайравки аккумуляторов дистиллированной водой они вылетели на место оперативного базирования. Связь со службой УВД не велась.
    В процессе полета КВС решил выполнить посадку на берегу озера (2 км юго-восточнее н.п. Куликовка) с целью купания.
    В нарушение требований п. 7.7.13 НПП ГА-85, п. 4.71 РЛЭ вертолета Ми-2 посадка на площадку (сброс шага НВ), состояние поверхности, которой было неизвестно, выполнялась без ее наземного осмотра и определения пригодности к посадке.
    В результате, приземление вертолета было произведено на площадку с уклоном вперед и выступающим склоном под рулевым винтом. Бортмеханик, покинувший после посадки вертолет для определения состояния площадки, подал знак КВС на перемещение вертолета вперед. КВС предпринял попытку перерулить на место, указанное бортмехаником. В процессе движения произошло касание рулевого винта поверхности земли, его разрушение и опрокидывание вертолета на правый борт.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-15669
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 549226055
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания СмоленскАэроТранс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В процессе расследования комиссией вскрыты многочисленные нарушения в оформлении и ведении летно-технической документации:
    1. Акты оценки технического состояния при продлении календарного срока службы двух двигателей ГТД-350 и редуктора ВР-2 вертолета Ми-2 RA-20829 и одного двигателя ГТД-350 и редуктора ВР-2 вертолета Ми-2 RA-15669 выполнены не в соответствии с п. 4.4.3 приказа ФАС России № 47 от 19.02.98г.
    2. Срок действия Сертификата организации по ТО ЗАО "СмоленскАэроТранс" вертолетов Ми-2 закончился 06.07.2001г. Доказательная документация на сертификацию находится на рассмотрении в ГЦ " Безопасность полетов на ВТ " с 22.05.2001г.
    3. Отсутствует сверка технологических указаний по вертолету Ми-2.
    4. Отсутствует выпуски технологических указаний по вертолету Ми-2 №№ 2,11-13, 15-17, 19-22.
    5. Отсутствуют записи и печати в разделе 5 формуляров двигателей об их передаче в эксплуатацию в ЗАО "СмоленскАэроТранс".
    6. Не ведутся части 2-4 формуляров вертолетов Ми-2.
    7. Закончился срок сверки РЛЭ (дата последней сверки 20.05.2000г.).
    8. Записи в бортовом журнале не везде соответствуют требованиям Указания МГА № 122/У от 07.03.80г. (не детализируется остаток и количество заправляемого топлива).
    9. Представители заказчика устранились от контроля за прикомандированными экипажами.
    На основании утверждения Управляющим Советом РОССВТ от 21.08.2001г. Решений Органа по сертификации эксплуатантов ГА ССВТ Сертификат эксплуатанта ЗАО "СмоленскАэроТранс" аннулирован.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - нарушение КВС требований п. 7.7.13 НПП ГА-85, п. 4.71 РЛЭ вертолета Ми-2 согласно которых, посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее наземного осмотра одним из членов экипажа...;
    недисциплинированность КВС, выразившаяся в выполнении несанкционированного полета;
    неудовлетворительный контроль со стороны руководства авиакомпании "СмоленскАэроТранс" за работой экипажа в отрыве от базы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.