Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-2 а/к Ржевка в Мурманской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июня 2001 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Мурманская область, район реки Сидоровка
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23380
Авиакомпания:  Ржевка
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял полет по перевозке пассажиров (иностранных туристов) по маршруту посадочная площадка "Варзина" - район реки Сидоровка с целью рыбной ловли. Кроме двух членов экипажа на борту вертолета находилось шесть пассажиров, заправка составляла 500 литров. Взлетная масса вертолета составляла 3483 кг, центровка +95 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-2 ограничения.
    Перед вылетом с площадки "Варзина" КВС получил следующий прогноз погоды: ветер на 500 метров 310° 40 км/час, у земли 280° 5 м/с, порывы 11 м/с, температура +6°С. По квадратам № 1, 2, 3 (где предполагалось произвести посадку) ветер 310° 10 м/с, порывы 17 м/с, видимость 10 км, временами ливневой дождь, видимость 3 км, кучево-дождевая облачность, турбулентность. Прогноз погоды по району полетов оправдался.
    В нарушение требований п. 4.7.1.01(3) РЛЭ вертолета Ми-2 выполнение посадки на подобранную с воздуха площадку на берегу реки Сидоровка осуществлялось без предварительного прохода над ней с целью осмотра и определения условий посадки.
    В полете бортмеханик находился в пассажирском салоне у стенки радиоотсека и не выполнял обязанности члена экипажа при заходе на посадку и посадке в нарушение требований РЛЭ и Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2.
    В результате допущенных нарушений при выполнении посадки КВС не учел состояния площадки, направления и скорости ветра, а также орографические особенности района посадки (каньон с возвышенностями до 200 метров), не исключающие возможность изменения направления и скорости ветра. Посадка вертолета осуществлялась с попутным ветром.
    По объяснению КВС на высоте 5-6 метров произошла "просадка" вертолета. После касания земли передняя стойка шасси провалилась в мягкий грунт, что в сочетании с сохранившейся после "просадки" поступательной скоростью вызвало развитие пикирующего момента вертолета. Развитию пикирующего момента также способствовало перемещение вперед непристегнутых, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-2, пассажиров. После отделения вертолета от земли, произошло его повторное приземление с углом тангажа на пикирование примерно 45° с касанием земли кабины экипажа и лопастей несущего винта. Вертолет опрокинулся на правый борт и получил при этом значительные повреждения.
    В результате авиационного происшествия пассажиры получили травмы различной степени тяжести, экипаж не пострадал.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23380
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 24.08.1984
Заводской номер ВС 548823084
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Ржевка
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     При расследовании выявлены многочисленные грубые нарушения правил выполнения полетов в авиапредприятии "Ржевка".
    Руководством авиапредприятия "Ржевка" был заключен договор с заказчиком на выполнение авиационных работ без согласования с Северо-западным ОМТУ воздушного транспорта Минтранса России. При этом полеты в полярных районах были организованы неудовлетворительно.
    В нарушение требований договора между авиапредприятием "Ржевка" и заказчиком, посадочная площадка в районе реки Сидоровка, на которую регулярно выполнялись полеты, заказчиком оборудована не была.
    Экипаж не был обеспечен неприкосновенным запасом продуктов питания. Инструктаж экипажей, прибывающих в аэропорт Мурманск для выполнения работ на Кольском полуострове, проводился не в полном объеме: не проводился инструктаж со стороны штурманской и метеорологической службы. В результате отсутствия надежной и бесперебойной связи экипажи допускали передачу сообщений о работе другого экипажа без связи с ним.
    В задании и заявке на полет экипажу вертолета Ми-2 RA-23380 в качестве цели полета было указанно выполнение аэровизуальных работ. Фактически экипаж выполнял транспортно-связные работы по перевозке пассажиров. При этом на вертолете была демонтирована общая спинка шестиместного пассажирского дивана. В результате этого пассажиры в полете не могли пользоваться привязными ремнями.
    Вес и центровка, указанные в задании на полет (3513 кг, +165 мм), не соответствовали фактической загрузке вертолета. Анализ отчетов о предыдущих полетах показал, что расчет центровки перед полетами не производился, а переносился из отчета в отчет.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
    - нарушение экипажем требований П.4.7.1.01(3) и РЛЭ вертолета Ми-2 выразившееся в выполнении захода на посадку без предварительного определения состояния площадки;
    - выполнение посадки с попутным ветром, наиболее вероятно превышающим ограничения РЛЭ вертолета Ми-2;
    - нарушение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2, выразившееся в невыполнении бортмехаником своих обязанностей при заходе на посадку.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.