Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Архангельского УГА близ Амдермы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 сентября 1979 г.
Время:  01:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Ненецкий АО, близ а/п Амдерма
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46269
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Архангельский ОАО
Рейс:  А-513
 


Описание
    Экипаж 392 летного отряда, выполнявший рейс А-513, произвел взлет в 22:21 мск 2 сентября. На борту находились 32 взрослых пассажира и 5 детей. Перед снижением с эшелона штурман-инструктор вышел в салон и в дальнейшем находился там. Обязанности штурмана до конца полета выполнял стажер. Заход на посадку производился ночью в СМУ (МКпос=74°) по кратчайшему расстоянию с выходом в точку четвертого разворота. На удалении 26 км от аэродрома экипаж доложил высоту 600 м (по данным расшифровки МСРП-12-96 фактическая высота в этот момент была 480 м). Приближаясь к линии посадочного курса, экипаж доложил о входе в глиссаду, и на удалении 8 300 м от аэродрома приступил к снижению с вертикальной скоростью 3,9 м/с и скоростью планирования 210 км/ч. До высоты 250 м экипаж выдерживал расчетные параметры захода на посадку. На высоте 250 м в нарушение методики захода на посадку по ОСП экипаж не перевел самолет в горизонтальный полет, а ограничился только увеличением режима работы двигателей до 40° по УПРТ, что позволило лишь уменьшить вертикальную скорость снижения до 1 м/с. Самолет продолжал снижаться ниже установленной глиссады и прошел ДПРМ на высоте 155 м вместо предусмотренной Инструкцией по производству полетов на а/д Амдерма высоты 250 м. После выхода из облаков экипаж, вероятно, ошибочно принял огни приближения светосистемы за огни начала ВПП, прекратил пилотирование по приборам, уменьшил режим работы двигателей до 28° по УПРТ и увеличил вертикальную скорость снижения для расчета на посадку, несмотря на срабатывание сигнала «Опасная высота» (за 15 сек. до конца полета). В условиях безориентирной местности экипаж в визуальном полете преждевременно снизился на недопустимо малую высоту. За 11 сек. до конца полета штурман информировал экипаж: «высота 80 м, скорость 210». Фактически высота полета в этот момент была 65 м. На 9-й сек. руль высоты был отклонен вниз (штурвал от себя) до +1°, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения до 5 м/с ( к 3-й сек. от конца полета). На 6-й сек штурман информировал: «70 м, скорость 210» (фактическая высота 50 м). За 3,5 сек до конца полета штурман сообщил: «60 м, скорость 210». (фактическая высота 40 м). Самолет движением руля направления и элеронов был введен в правый разворот с креном 4°. За 3 сек. до конца полета руль высоты был плавно отклонен вверх на 1,6°, а к моменту столкновения с землей – на 5,9° вверх.
    Самолет на высоте 22,8 м над уровнем аэродрома правым крылом, а затем нижней частью пилотской кабины и винтами столкнулся со склоном небольшой сопки. Столкновение с землей на приборной скорости 206 км/ч и вертикальной скоростью снижения 6 м/с произошло в 01:01 мск в 1 850 м от начала ВПП и в 140 м левее ее оси (69°46’20” СШ, 61°28’50” ВД). При этом самолет находился в правом крене 2-3° с курсом полета 80° и углом наклона траектории 1-4°. Пилотская кабина от удара разрушилась. Правая ОЧК надломилась. Оба винта отделились. Фюзеляж, разрушаясь с отделением хвостовой части в районе шпангоутов 28-31, переворачиваясь через левое крыло и разворачиваясь относительно продольной оси на 180°, пролетел 38 м и ударился верхней частью фюзеляжа о землю на песчаном берегу Карского моря в 20-30 м от кромки воды. Разброс обломков не превышал 40 м. Самолет полностью разрушился и частично сгорел.
    На месте катастрофы обнаружены 4 тяжелораненых – бортпроводница и 3 пассажира (в том числе двое детей). Один ребенок затем скончался в больнице.
    Фактическая погода на а/д Амдерма на момент происшествия была: облачность 10/8 баллов средняя, разорвано-слоистая высотой 120 м, дымка, видимость 8 км, ветер 65° 4 м/с.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 5
Пассажиры 37 35
На земле   0
Всего погибших 40


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46269
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.08.1967
Заводской номер ВС 77303602
Наработка ВС (часы) 19917
Наработка ВС (циклы) 13194
Силовая установка Н4212038 Н47432020


Сведения о рейсе

Номер рейса А-513
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Архангельск (Талаги)
Пункт назначения Амдерма
Начальный пункт маршрута Архангельск (Талаги)
Конечный пункт маршрута Амдерма


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Экипаж допустил ряд грубых нарушений требований НПП ГА-78:
    1) Доложил высоту 600 м при фактической высоте полета 480 м;
    2) Не принял мер по уходу на второй круг, когда ВС не вышло на установленную траекторию по высоте, допустив преждевременное снижение;
    3) От штурмана-стажера не последовала команда «Оценка», а при пролете ВПР – «Высота принятия решения», от КВС – «Держать по приборам». КВС не сообщил экипажу о принятии решения на посадку;
    4) Второй пилот, при отсутствии на ВПР команды КВС «Садимся», не начал маневр ухода на второй круг;
    5) Штурман-инструктор вышел в салон и участия в работе экипажа при заходе на посадку не принимал;
    6) Был допущен вылет из а/п Архангельск с превышением полетного веса на 816 кг.
    Экипаж не учёл особенностей аэродрома и светотехнических средств. Аэродром расположен в котловине. Огни приближения установлены в два ряда и являются как бы продолжением огней ВПП вплоть до БПРМ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является нарушение экипажем требований НПП ГА-78 в части выдерживания установленной траектории снижения при заходе на посадку по системе ОСП ночью в СМУ, что привело к преждевременному снижению самолета и его столкновению с землей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.