Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-24РВ а/к Сахаавиа в а/п Якутск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 июля 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Якутск
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  RA-46670
Авиакомпания:  Саха авиа
 


Описание
    Экипаж авиационного учебного центра государственного профессионального образовательного учреждения "Саха центр подготовки авиационного персонала (СЦ ПАП)" в составе КВС - пилота-инструктора, бортмеханика-инструктора, двух слушателей (один из них находился на месте штурмана и в процессе пилотирования не участвовал) выполнял тренировочный полет с целью отработки слушателем навыков пилотирования воздушного судна (ВС) с различными углами отклонения закрылков. Полет выполнялся в сокращенном составе экипажа (без штурмана), которого КВС освободил от полетов по его просьбе. В нарушение требований п. 3.2.6 НПП ГА-85 КВС не согласовывал изменение в составе экипажа с начальником СЦ ПАП, подписавшим задание на полет.
    В процессе проведения предполетной подготовки КВС, предварительно ознакомившись с прогнозом погоды по аэропорту Якутск, в нарушение требований раздела "Подготовка к полету" Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ан-24 (далее - Инструкция) принял решение на вылет без росписи в журнале принятия решения на вылет. Задание на полет не было оформлено. Диспетчер АДП в нарушение п. 5.5.2 НПП ГА-85 и раздела 4 Технологии работы диспетчеров УВД дал устное разрешение на вылет ВС без оформленного задания на полет и без записи в журнале принятия решений на вылет.
    В ходе расследования авиационного происшествия выявлено, что в нарушение требований п. 7.16.8 РЛЭ самолета Ан-24 бортовой магнитофон МС-61 не был включен экипажем перед запуском двигателей в процессе предстартовой подготовки, а включался автоматически при отрыве передней опоры шасси от ВПП и выключался после приземления ВС.
    В процессе выполнения двух полетов и заходов на посадку с закрылками, отклоненными на 38 и 15 градусов, в нарушение требований п. 3 раздела "Общие положения" Инструкции и пп.1-5 приложения 4 РЛЭ самолета Ан-24 контроль выполняемых операций по картам контрольных проверок экипаж не выполнял и команды КВС на выполнение проверок не подавались.
    Третий полет с закрылками, отклоненными на 10 градусов, до выполнения третьего разворота проходил без отклонений. После выполнения третьего разворота КВС дал команду на выпуск шасси. По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия) бортмеханик-инструктор из-за ошибочных действий установил кран уборки-выпуска шасси из положения "Нейтрально" в положение "Уборка" вместо "Выпуск", не проконтролировал их выпуск по загоранию зеленых ламп сигнализации выпущенного положения шасси и не доложил КВС о выпуске шасси.
    Комиссия констатировала, что ошибочные действия бортмеханика-инструктора могли быть обусловлены сочетанием следующих факторов:
    одинаковым эргономическим исполнением кранов уборки-выпуска шасси на самолетах Ан-24 и Як-40 при диаметрально противоположных действиях по перемещению крана, на ВС Ан-24 кран необходимо перевести назад, а на ВС Як-40 - вперед (бортмеханик-инструктор имеет налет на ВС Як-40 больше, чем на Ан-24 и последний полет на ВС Як-40 выполнял за 4 дня до авиационного происшествия);
    усталостью из-за большой летной нагрузки за последнюю рабочую неделю в условиях высоких температур наружного воздуха (налет за предыдущие шесть дней составил 30 час 00 мин, 38 посадок) и возраста (КВС 60 лет, бортмеханику-инструктору 56 лет).
    Карта контрольной проверки "Перед третьим разворотом или на удалении 14-16 км" экипажем не выполнялась.
    Через 9 секунд после команды на выпуск шасси КВС дал команду на выпуск закрылков на 10 градусов, бортмеханик-инструктор продублировал команду КВС, однако в нарушение требования п. 2.6 Инструкции о выпуске закрылков также не доложил.
    Выполнив четвертый разворот, на удалении 11 км от торца ВПП экипаж приступил к снижению, карта контрольной проверки "Перед входом в глиссаду" экипажем не выполнялась.
    На этапе снижения самолета КВС доложил диспетчеру о готовности к посадке "670, снижаюсь, шасси выпущено, к посадке готов" и получил разрешение диспетчера на посадку. При этом контроль за светосигнальным табло положения шасси экипажем не производился и самолет снижался с горящими красными лампами убранного положения шасси и светящимся табло "Выпусти шасси", звуковая сигнализация была отключена одним из членов экипажа (кем конкретно комиссии установить не удалось).
    Первая команда диспетчера об уходе на второй круг по причине убранного положения шасси была дана за 14 секунд до момента приземления.
    По объяснению экипажа КВС команду диспетчера об уходе на второй круг не понял (из-за одновременно поданной команды диспетчера и доклада бортмеханика-инструктора о текущих значениях высоты и скорости полета), бортмеханик-инструктор команду диспетчера не слышал, а по объяснениям слушателя он не смог быстро оценить ситуацию. Через 9 секунд после первой команды диспетчер повторно подал команду об уходе на второй круг. В этот момент слушатель увидел, что горят красные светосигнализаторы убранного положения шасси и доложил КВС, что шасси не выпушены, через 3 секунды повторил свой доклад.
    КВС, оценив сложившуюся ситуацию, перевел РУДы на увеличение режима работы двигателей до взлетного. Однако через 1 секунду самолет коснулся задней частью фюзеляжа поверхности ВПП.
    Самолет приземлился в 973 метрах от торца ВПП и, продвинувшись на 1960 метров по ВПП, остановился.
    По данным расшифровки МСРП-12-96 в течение последующих 73 секунд после касания с ВПП двигатели не выключались.
    В результате авиационного происшествия ВС получило значительные повреждения, никто из членов экипажа не пострадал.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС RA-46670
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 21.06.1974
Заводской номер ВС 47309601
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Саха авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     В процессе расследования авиационного происшествия комиссией было установлено, что система уборки-выпуска шасси, система сигнализации положения шасси и система сигнализации опасного сближения с землей были исправны.
    Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    ошибочные действия бортмеханика-инструктора при выпуске шасси;
    невыполнение экипажем требований нормативных документов, регламентирующих выполнение полетов (п. 7.1.7 НПП ГА-85; пп. 4.6.1, 7.16.2 и п. 1-5 приложения 4 РЛЭ самолета Ан-24; пп.2.6 и 5 "Общие положения" Инструкции), в части выполнения операций по картам контрольных проверок;
    отсутствие требовательности и контроля КВС за соблюдением технологии работы членами экипажа;
    отсутствие контроля за световой и звуковой сигнализацией опасных режимов полета и положением шасси экипажем;
    выполнение полета в неполном составе экипажа (дополнительная нагрузка на бортмеханика-инструктора на этапе захода на посадку (отсчет высоты и скорости полета);
    запоздалые команды об уходе самолета на второй круг диспетчера ВСДП;
    одинаковое эргономическое исполнение крана уборки-выпуска шасси на самолетах Ан-24 и Як-40;
    большая летная нагрузка экипажа в течение последних шести дней перед авиационным происшествием.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.