Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2П а/к Сибавиатранс близ Ловозера
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  04 июня 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Мурманская область, близ Ловозера
Тип ВС:  Ан-2П
Регистрация ВС:  RA-07748
Авиакомпания:  Сибавиатранс
 


Описание
    Экипаж выполнял полеты по перевозке пассажиров по местным воздушным линиям из аэропорта МВЛ Ловозеро Мурманской области.
    Фактическая погода аэропорта Ловозеро была следующей: ветер 130 градусов 03 м/с, видимость 10 км, облачность 1-2 октанта высотой 700 м, температура +8 градусов, атмосферное давление на аэродроме 749 мм.рт.ст.
    Планом полетов предусматривалась перевозка школьников местной школы-интерната к местам проживании их родителей после окончания учебного года, а также тренировка КВС по задаче 27 ППЛС Ан-2 от 29.05.87 г. и провозка его на колесном шасси по аэродромам МВЛ.
    Перед вылетом 04.06.2002 г. из аэропорта Ловозеро самолет Ан-2П RA-07748, согласно записи в бортжурнале, находился в исправном состоянии. На самолете было выполнено техническое обслуживание по формам ВС+КВС+ОВ авиатехником. Воздушное судно было заправлено бензином в количестве 1000 литров и маслом 85 литров.
    В самолет была загружена почта - 105 кг, багаж пассажиров - 120 кг и произведена посадка пассажиров в количестве 12 человек. Взлетный вес самолета составил 5418 кг, центровка 30,8% САХ, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2.
    Второй пилот, по решению командира звена, был оставлен на земле, т.к. все кресла были заняты. После разрешения диспетчера-информатора, экипаж приступил к взлету от начала ГВПП с магнитным курсом 73 градуса. Активное пилотирование самолета осуществлял КВС. Взлет производился на номинальном режиме работы двигателя, с закрылками отклоненными на 20 градусов. Показания приборов контроля двигателя на взлете, со слов экипажа, соответствовали ТУ.
    По объяснениям членов экипажа и очевидцев, после взлета самолета и пролета торца ГВПП на высоте 15-20 м произошел выхлоп в карбюратор с выбросом дыма из под капота с последующим падением оборотов двигателя. Экипаж, в соответствии с требованиями п. 8.2.3.1 НПП ГА-85 и главы 5 п. 3 РЛЭ самолета Ан-2, приступил к выполнению вынужденной посадки перед собой на пересеченную лесистую местность. В процессе снижения, на удалении 191 м от торца ГВПП, произошло первое столкновение с деревом на высоте около 8 м от земли. В дальнейшем, до полной остановки самолета, происходили неоднократные столкновения самолета с деревьями. Самолет остановился на удалении 249 м от торца ГВПП.
    Перед первым столкновением с деревьями КВС перекрыл бензопитание, выключил зажигание и отключил аккумулятор.
    В результате авиационного происшествия самолет получил значительные повреждения. Находившиеся на борту члены экипажа и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 12 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2П
Регистрационный номер (id) ВС RA-07748
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1975
Заводской номер ВС 1G159-23
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Сибавиатранс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ловозеро
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ловозеро
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В результате проведенных исследований двигателя были вскрыты следующие неисправности и нарушения правил технической эксплуатации, приведшие к отказу двигателя.
    1. В нарушение Технологии сборки узла толкателя, отсутствует пружина между толкателем впускного клапана цилиндра № 4 и его шаровым гнездом. Паспорт на цилиндр отсутствует. Цилиндр менялся в эксплуатации.
    2. В нарушение операционной карты № 340 ТРД-АШ-62ИР/11-АКМ-62 ИРА, поплавковый механизм карбюратора отрегулирован так, что уровень топлива в правой поплавковой камере находится на 9 мм ниже установленного ТУ уровня.
    3. В нарушение требования бюллетеня № 7578, введенного в действие 04.12.75, на карбюраторе не были заменены главные топливные жиклеры левой стороны карбюратора на жиклеры с увеличенным (на 0,2 мм) диаметром проходного сечения.
    4. По причине неточной установки задней крышки корпуса (из-за скола на корпусе распределителя) левое магнето работало с опережением зажигания на угол больше допустимого, о чем свидетельствует нагар от электрического "пробоя" на корпусе распределителя магнето вблизи электродов.
    5. На правом магнето обнаружено разрушение втулки вывода высокого напряжения и следы попадания ее частиц между корпусом распределителя и пусковым электродом, о чем свидетельствуют свежий срез материала корпуса и электродов распределителя, а так же изгиб контакта пускового электрода бегунка.
    6. В нарушение требований технологической карты № 33 величина радиального люфта валика распределителя зажигания левого магнето составила 0,2 мм (по ТУ не более 0,1 мм), а правого магнето 0,3 мм.
    Как показали исследования, перебои в работе двигателя явились следствием обеднения топливовоздушной смеси из-за нарушения регулировки уровня топлива в правой поплавковой камере карбюратора и заниженных размеров проходных сечений установленных топливных жиклеров левой стороны карбюратора.
    Сопутствующим фактором неустойчивой работы двигателя могло явиться нарушение установки момента зажигания левого магнето на опережение и возможное кратковременное прекращение подачи искры от правого магнето вследствие попадания материала разрушенной втулки между контактами прерывателя.
Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования авиационного происшествия были выявлены серьезные недостатки, свидетельствующие о неудовлетворительном инженерно-авиационном обеспечении полетов в ОАО "Сибавиатранс" :
    в нарушение Инструкции о порядке выдачи свидетельств специалистов инженерно-технического персонала ГА России № 43/И от 09.06.1997 г. специалисты участка ТО местных воздушных линий (авиатехник и инженер) не имели свидетельств авиационного специалиста и сертификатов на право технического обслуживания самолета Ан-2;
    в нарушение требования п. 6.3.5 НТЭРАТ ГА-93 не проводился анализ повторного дефекта по "тряске" двигателя в течение четырех полетов, в период с 07 по 17 июля 2001 г.;
    передача самолета от инженерно-технического состава экипажу выполнялась с нарушением требований п. 20.3.3 НТЭРАТ ГА-93. Так, перед последним полетом отсутствовала подпись членов экипажа в бортжурнале о принятии самолета от технического состава, остаток топлива после полета, записанный в полетном задании, не совпадал с записью в бортжурнале, имелся случай выполнения полетов без отметки в бортжурнале об устранении замечаний экипажа выявленных в предыдущем полете;
    в течение шести месяцев после установки на самолет двигателя (05.07.01), отремонтированного на Московском авиаремонтном заводе, на нем были заменены: регулятор оборотов, карбюратор, цилиндр № 4, высотный автокорректор, магнето и компрессор (причина замены части агрегатов в формулярах не указана), что свидетельствует о низком качестве ремонта.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии явилось неудовлетворительное техническое обслуживание двигателя, приведшее к его отказу в полете и вынужденной посадке на пересеченную лесистую местность.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.