Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Саскылах - Таймылыр с целью перевозки продуктов и служебных пассажиров Ботуобинской геологоразведочной экспедиции.
На борту вертолета находились два пассажира и 1115 кг груза, взлетная масса составляла 11749 кг, центровка + 175 мм, что не выходило за ограничения, установленные РЛЭ вертолета Ми-8.
КВС - инструктор в 2000 году прошел теоретическую подготовку к инструкторской работе в Иркутском УТЦ, а в 2001 году наземную и летную подготовку по задаче 17 ППЛСВ-99 программы "Б" и 15.02.01 приказом командира Мирнинского авиапредприятия был допущен к выполнению инструкторских полетов с правого сиденья. После этого налет в данной должности составил около 7 часов. Экипаж был сформирован для полетов в сложных условиях без учета малого опыта работы КВС-инструктора.
При вылете из аэропорта Саскылах метеоусловия были простые: видимость 4000 метров, слабый снег, ветер 150°, 15м/с, облачность сплошная с нижней границей 2100 метров.
На посадочной площадке Таймылыр с 2000 г. метеонаблюдения не проводились. Прогнозом погоды по району полетов предусматривались:
видимость 2000 метров, низовая метель, облачность сплошная с нижней границей 3000 метров, ветер 150°, 7 м/с порывами до 12 м/с.
Вертолётная площадка Таймылыр расположена на южном торце неиспользуемой грунтовой ВПП и не имеет радионавигационных средств и органа УВД.
Экипаж при выходе на площадку принял решение выполнять посадку с курсом 150°, но в нарушение требований п. 7.6.10 НПП ГА-85 контрольный заход не выполнил, а прошёл над ней с курсом, отличающимся от посадочного на величину около 90°. Это обстоятельство усложнило построение маневра для захода на посадку. Взяв левым отворотом курс в район третьего разворота, экипаж утратил визуальный контакт с площадкой, место третьего и четвёртого разворота определил не правильно и приступил к гашению скорости и снижению на курсе параллельном посадочному с боковым уклонением влево около 1,5 км.
На высоте 30 м и скорости 70 км/ч экипаж определил место посадочной площадки и, несмотря на то, что отклонения по курсу и глиссаде превышали допустимые, в нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 на второй круг не ушёл, а, выполняя доворот вправо на угол около 90°, продолжил заход на посадку.
В сложившихся условиях ограниченной видимости, низовой метели, белизны подстилающей поверхности, малого опыта работы на своих рабочих местах, неудовлетворительного взаимодействия экипаж упустил контроль за вертикальной скоростью, допустил её увеличение до 6 м/с при поступательной менее 40 км/ч. В результате вертолёт попал в режим "вихревого кольца", в 260 м от посадочной площадки столкнулся с землёй и опрокинулся на правый борт. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
|