Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Алроса в Якутии
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  28 февраля 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха-Якутия, пос. Таймылыр
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24400
Авиакомпания:  Алроса
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Саскылах - Таймылыр с целью перевозки продуктов и служебных пассажиров Ботуобинской геологоразведочной экспедиции.
    На борту вертолета находились два пассажира и 1115 кг груза, взлетная масса составляла 11749 кг, центровка + 175 мм, что не выходило за ограничения, установленные РЛЭ вертолета Ми-8.
    КВС - инструктор в 2000 году прошел теоретическую подготовку к инструкторской работе в Иркутском УТЦ, а в 2001 году наземную и летную подготовку по задаче 17 ППЛСВ-99 программы "Б" и 15.02.01 приказом командира Мирнинского авиапредприятия был допущен к выполнению инструкторских полетов с правого сиденья. После этого налет в данной должности составил около 7 часов. Экипаж был сформирован для полетов в сложных условиях без учета малого опыта работы КВС-инструктора.
    При вылете из аэропорта Саскылах метеоусловия были простые: видимость 4000 метров, слабый снег, ветер 150°, 15м/с, облачность сплошная с нижней границей 2100 метров.
    На посадочной площадке Таймылыр с 2000 г. метеонаблюдения не проводились. Прогнозом погоды по району полетов предусматривались:
    видимость 2000 метров, низовая метель, облачность сплошная с нижней границей 3000 метров, ветер 150°, 7 м/с порывами до 12 м/с.
    Вертолётная площадка Таймылыр расположена на южном торце неиспользуемой грунтовой ВПП и не имеет радионавигационных средств и органа УВД.
    Экипаж при выходе на площадку принял решение выполнять посадку с курсом 150°, но в нарушение требований п. 7.6.10 НПП ГА-85 контрольный заход не выполнил, а прошёл над ней с курсом, отличающимся от посадочного на величину около 90°. Это обстоятельство усложнило построение маневра для захода на посадку. Взяв левым отворотом курс в район третьего разворота, экипаж утратил визуальный контакт с площадкой, место третьего и четвёртого разворота определил не правильно и приступил к гашению скорости и снижению на курсе параллельном посадочному с боковым уклонением влево около 1,5 км.
    На высоте 30 м и скорости 70 км/ч экипаж определил место посадочной площадки и, несмотря на то, что отклонения по курсу и глиссаде превышали допустимые, в нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 на второй круг не ушёл, а, выполняя доворот вправо на угол около 90°, продолжил заход на посадку.
    В сложившихся условиях ограниченной видимости, низовой метели, белизны подстилающей поверхности, малого опыта работы на своих рабочих местах, неудовлетворительного взаимодействия экипаж упустил контроль за вертикальной скоростью, допустил её увеличение до 6 м/с при поступательной менее 40 км/ч. В результате вертолёт попал в режим "вихревого кольца", в 260 м от посадочной площадки столкнулся с землёй и опрокинулся на правый борт. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24400
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.12.1985
Заводской номер ВС 98525109
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария вертолёта произошла из-за попадания его в режим "вихревого кольца", который возник в результате утраты экипажем контроля за параметрами полёта при попытке выполнить посадку при недопустимых отклонениях воздушного судна по курсу и глиссаде, что привело при малой поступательной скорости к увеличению вертикальной скорости до 6 м/с.
    Причину обусловили следующие неблагоприятные факторы:
    формирование экипажа без учёта уровня подготовленности членов экипажа (нарушение требований п. 3.4.1 НПП ГА-85);
    нарушение требований п. 7.6.10 НПП ГА-85 о выполнении контрольного захода при посадке на площадку, не имеющую органа УВД, что усложнило выполнение посадочного маневра;
    ошибка в определении места третьего и четвёртого разворотов, предопределившая выход на курс посадки с большим боковым уклонением;
    нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 о выполнении ухода на второй круг при отклонении по курсу и глиссаде более допустимых;
    малый опыт работы членов экипажа на занимаемых рабочих местах;
    неудовлетворительное взаимодействие в экипаже.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.