Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-26Б а/к Даурия в а/п Усть-Куйга
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  27 декабря 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Усть-Куйга
Тип ВС:  Ан-26Б
Регистрация ВС:  RA-26053
Авиакомпания:  Даурия
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс по маршруту Якутск - Усть-Куйга.
    На борту воздушного судна (ВС) находился служебный пассажир и коммерческий груз, общая масса которого составляла 3750 кг.
    Фактическая погода аэропорта в момент посадки соответствовала прогнозу: ясно, видимость - 6000 м, ветер - 1 м/сек, неустойчивый, давление 761 мм.рт.ст., температура - минус 51С.
    Заход на посадку осуществлялся с закрылками, отклоненными на 30, посадочная масса и центровка ВС составляли соответственно 22500 кг и 21,0 % САХ, что не выходило за установленные пределы эксплуатации ВС Ан-26.
    Снижение самолета на посадку происходило со значительным постоянным отклонением вправо от посадочного курса. По данным расшифровки МСРП-12-96 установлено, что экипаж в процессе снижения постоянно выдерживал поступательную скорость снижения по приборам равную 210-215 км/ч, что не соответствует рекомендации РЛЭ Ан-26 п. 4.5.1 и является менее рекомендуемой для данной полетной массы и конфигурации ВС на 20 км/ч. Несмотря на информацию диспетчера о том, что ВС находится правее курса, экипаж не предпринимал действий по выводу самолета на посадочный курс 70. По объяснению КВС, уклонение вправо было преднамеренным, т.к. на посадочном курсе находилась приземная дымка, и он не хотел терять визуальный контакт с ГВПП.
    На удалении 1150 м, при боковом уклонении 150 м, поступила команда диспетчера КДП МВЛ экипажу об уходе на второй круг. КВС ответил: "...сядем мы" и продолжил снижение для захода на посадку.
    На высоте 80 м. КВС, предпринял попытку исправить боковое уклонения "S" - образным маневром. Выполняя первую часть сопряженного разворота влево, экипажем были допущены крены до 28 (сработала сигнализация предельных кренов), что не соответствует рекомендации РЛЭ ВС Ан-26 (максимальный крен 10-12).
    В процессе разворота самолет уклонился влево от оси ГВПП. На удалении от ВПП 550 м и высоте ~ 40 м КВС начал выполнять вторую часть сопряженного разворота вправо в сторону оси ГВПП с креном около 22, что также не соответствует рекомендациям РЛЭ ВС Ан-26 (максимальный угол крена на этом этапе полета 6-8).
    Выполняя визуальное пилотирование на малой высоте с целью устранения бокового уклонения и выхода на ось ГВПП экипаж допустил уменьшение приборной скорости до 210 км/час, что на 20 км/час менее рекомендованной.
    На удалении 250 м, скорости 205-210 км/ч и на высоте ~ 20 м РУДы были переведены в ПМГ на 4 сек., а затем перемещены вперед до 45.
    В результате этого произошло увеличение вертикальной скорости снижения.
    Воздушное судно на удалении 143 м. от входного торца ГВПП с правым креном 22 коснулось правой плоскостью ГВПП и через 14 м. произошло его грубое приземление на переднюю и правую стойку шасси, а затем левую стойку. При этом произошло разрушение правой ОЧК и передней стойки шасси. Самолет пересек ГВПП, развернулся на 180 относительно посадочного курса и остановился в 15-ти метрах левее правой кромки ГВПП с МК-240. Экипаж и находящийся на борту сопровождающий груза не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-26Б
Регистрационный номер (id) ВС RA-26053
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30/03/1981
Заводской номер ВС 10909
Наработка ВС (часы) 17609
Наработка ВС (циклы) 3649
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Даурия
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Усть-Куйга
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Усть-Куйга


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     До начала развития аварийной ситуации в действиях экипажа и диспетчера КДП МВЛ аэропорта Усть-Куйга выявлены отклонения, существенно повлиявшие на исход данного полета.
    Второй пилот и штурман, наблюдая значительное уклонение ВС от посадочного курса, не оказывали действенной помощи командиру для исправления уклонения, не контролировали значение поступательной приборной скорости и курса ВС, что является нарушением "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа ВС Ан-26" Раздел "Заход на посадку и посадка" п.2.6.2. и рекомендаций РЛЭ ВС Ан-26 Раздел 4.5. п.4.5.1. "Заход на посадку и посадка", п.4.5.5. "Устранение боковых отклонений от оси ВПП при заходе на посадку", п. 4.5.10. "Распределение обязанностей при заходе на посадку и на посадке между членами экипажа", п.4.5.11. "Уход на второй круг".
    Диспетчер при заходе на посадку ВС не выполнил рекомендаций типовой технологии работ диспетчера УВД: не запрашивал у экипажа высоту полета и не выдавал пеленг, не информировал экипаж о подходе ВС к точке входа в глиссаду.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
    преднамеренное снижение правее посадочного курса на предпосадочной прямой;
    нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 о прекращении, снижения и уходе на второй круг, если после пролета ДПРМ отклонения по курсу превышают допустимые;
    исправление уклонения в нарушение требований РЛЭ самолета Ан-24 с недопустимыми кренами на высоте и скорости менее допустимых;
    нарушения технологии работы экипажа;
    невыполнение КВС команды диспетчера об уходе на второй круг;
    уменьшение режима работы двигателя до ПМГ на высоте -20 м.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.