Экипаж выполнял полеты по перевозке пассажиров по маршрутам МВЛ: Маган - Сангар и Сангар - Маган. Полет по маршруту Маган - Сангар происходил без отклонений.
После посадки самолета в аэропорту Сангар он находился на стоянке в течение 1 часа 09 минут. За это время (по данным АМСГ- 4 и показаниям экипажа) шел снег с дождем, видимость ухудшилась до 4000-5000 м, а температура воздуха понизилась до 0°С.
В нарушение РТЭ самолета Ан-3Т 071.00.00 п. 2.4 воздухозаборное устройство во время нахождения самолета в аэропорту Сангар специальной заглушкой не закрывалось, в связи с чем часть мокрого снега могла попасть в воздухозаборное устройство и на его сетку.
В процессе подготовки к выполнению рейса Сангар - Маган агентом СОП аэропорта Сангар в самолет была произведена посадка 9-ти пассажиров. В нарушение п. 12.2.1 РЛЭ Ан-3Т в процессе посадки экипаж взял на борт, сверх максимально установленного числа, еще 2-х неоформленных пассажиров. Фактическая коммерческая загрузка была: 11 пассажиров, 110 кг багажа и 5 кг почты.
Фактическая взлетая масса самолета составила 5651 кг, центровка 29,3% САХ что не выходило за пределы, установленные РЛЭ Ан-3Т.
Следует отметить, что в нарушение требований п. 12.2.1 РЛЭ Ан-3Т, на самолете вместо предусмотренных 9 было установлено 12 пассажирских кресел.
В нарушение п. 4.12.3 НПП ГА-85 и п.п. 1.4, 1.6 "Руководства по производству досмотра пассажиров и членов экипажей гражданских ВС" (приказ МТ РФ от 21.11.1995 г. № 102), пассажиры, вылетающие из аэропорта Сангар, предполетного досмотра не проходили.
В нарушение п. 5.1.1 НТЭРАТ ГА-93, п. 5.3.9 НПО ГА-85 и п. 8.2.1 РПП ГУП АК "Полярные авиалинии" дозаправка ВС топливом была произведена с пассажирами на борту.
Фактическая погода на аэродроме Сангар за 03 ч. 00 мин, по которой экипаж принимал решение на вылет была: ветер 90° 6 м/с, видимость 5000 м, слабый снег, сплошная облачность с высотой нижней границы 630 м, температура +0° С, атмосферное давление 741 мм. рт.ст.
Прогноз погоды по маршруту Сангар - Маган в срок с 01 ч 00 мин до 07 ч 00 мин: полет в ложбине, ветер у земли 120° - 6 порывы 12 м/с, температура +7° С; на высоте 100-500 м: ветер 320° - 30 км/ч, температура +1° С; на высоте 1000 м: ветер 320° -20 км/ч, температура минус 3°С; на высоте 1500 м: ветер 320° - 20 км/ч, температура минус 5°С; на высоте 2000 м: ветер 330° - 30 км/ч, температура минус 10°С, видимость 10 км (у поверхности земли), облачность сплошная высоко-слоистая с высотой верхней границы 4000 м, нижняя граница 2500 м, высота нулевой изотермы 700 м, минимальное давление 756 мм.рт.ст., слабая турбулентность в слое 0-1500м.
Текст прогноза погоды по маршруту Сангар-Маган, составленный в АМЦ Якутск, был передан на АМСГ-4 Сангар с искажением. При передаче была пропущена строка следующего содержания: "облачность частая (5-7 октантов) кучево-дождевая с высотой нижней границы 450 м и верхней границы 5000 м".
Как было установлено в ходе расследования, прогноз погоды не оправдался. В прогнозе погоды по аэродрому Сангар и по маршруту полета Сангар - Маган не было предусмотрено ухудшение видимости до 4000 м, не прогнозировались осадки, понижение температуры воздуха у земли до 0°С, обледенение в облаках и осадках. В нарушение п. 6.2.5. и 6.4.7. НМО ГА-95, при ухудшении погоды в аэропорту Сангар и по маршруту полета не были составлены коррективы к прогнозам.
Фактическая и прогнозируемая погода по маршруту полета, на аэродромах взлета и посадки соответствовали установленным требованиям для полетов по ПВП. Минимально безопасная высота полета по маршруту, рассчитанная по минимальному приведенному к уровню моря давлению, была 360 м.
После доклада экипажа о взлете диспетчер передал ему условия выхода: "правым на Маган, - набирайте 850, минимальное давление 758", при этом в нарушение требований п. 5.3.3 и п. 5.3.16 НПП ГА-85 высота полета самолета, запланированного для полета по ПВП, была задана диспетчером выше уровня нижней границы облаков, т.е. в облаках.
Через 3 мин полета экипаж доложил о занятии высоты 850 м. По расшифровке записей БУР-4 было установлено, что фактически экипаж занял высоту 1000 м. Далее, в нарушение требований п. 5.3.3, п. 5.3.15 НПП ГА-85 и п. 2.2.1.5 РЛЭ Ан-3Т, полет проходил на высоте 1000 м, в ливневых осадках в виде снега, временами в облаках и условиях обледенения, при отрицательной температуре наружного воздуха. При полете в этих условиях экипаж, в нарушение п. 5.3.11 НПП-ГА-85, решение на возврат на аэродром вылета не принял.
Через 16 минут полета после взлета, произошло самовыключение двигателя.
В создавшейся аварийной ситуации КВС не выполнил требования РЛЭ Ан-3Т п. 6.1.3 (не зафлюгировал воздушный винт, тем самым увеличил лобовое сопротивление самолета, что привело к уменьшению дальности планирования в два раза и, в конечном итоге, к недолету до намеченного места приземления (чистое болото без деревьев) и п. 6.4.3 (выпустил закрылки на 30°, а не на 40°).
Экипаж произвел вынужденную посадку на лесистую заболоченную местность, в результате чего самолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
|