Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-3Т а/к Полярные авиалинии близ Сангара
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  16 мая 2003 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха-Якутия, 45 км от пос. Сангар
Тип ВС:  Ан-3Т
Регистрация ВС:  RA-05881
Авиакомпания:  Полярные авиалинии
 


Описание
    Экипаж выполнял полеты по перевозке пассажиров по маршрутам МВЛ: Маган - Сангар и Сангар - Маган. Полет по маршруту Маган - Сангар происходил без отклонений.
    После посадки самолета в аэропорту Сангар он находился на стоянке в течение 1 часа 09 минут. За это время (по данным АМСГ- 4 и показаниям экипажа) шел снег с дождем, видимость ухудшилась до 4000-5000 м, а температура воздуха понизилась до 0°С.
    В нарушение РТЭ самолета Ан-3Т 071.00.00 п. 2.4 воздухозаборное устройство во время нахождения самолета в аэропорту Сангар специальной заглушкой не закрывалось, в связи с чем часть мокрого снега могла попасть в воздухозаборное устройство и на его сетку.
    В процессе подготовки к выполнению рейса Сангар - Маган агентом СОП аэропорта Сангар в самолет была произведена посадка 9-ти пассажиров. В нарушение п. 12.2.1 РЛЭ Ан-3Т в процессе посадки экипаж взял на борт, сверх максимально установленного числа, еще 2-х неоформленных пассажиров. Фактическая коммерческая загрузка была: 11 пассажиров, 110 кг багажа и 5 кг почты.
    Фактическая взлетая масса самолета составила 5651 кг, центровка 29,3% САХ что не выходило за пределы, установленные РЛЭ Ан-3Т.
    Следует отметить, что в нарушение требований п. 12.2.1 РЛЭ Ан-3Т, на самолете вместо предусмотренных 9 было установлено 12 пассажирских кресел.
    В нарушение п. 4.12.3 НПП ГА-85 и п.п. 1.4, 1.6 "Руководства по производству досмотра пассажиров и членов экипажей гражданских ВС" (приказ МТ РФ от 21.11.1995 г. № 102), пассажиры, вылетающие из аэропорта Сангар, предполетного досмотра не проходили.
    В нарушение п. 5.1.1 НТЭРАТ ГА-93, п. 5.3.9 НПО ГА-85 и п. 8.2.1 РПП ГУП АК "Полярные авиалинии" дозаправка ВС топливом была произведена с пассажирами на борту.
    Фактическая погода на аэродроме Сангар за 03 ч. 00 мин, по которой экипаж принимал решение на вылет была: ветер 90° 6 м/с, видимость 5000 м, слабый снег, сплошная облачность с высотой нижней границы 630 м, температура +0° С, атмосферное давление 741 мм. рт.ст.
    Прогноз погоды по маршруту Сангар - Маган в срок с 01 ч 00 мин до 07 ч 00 мин: полет в ложбине, ветер у земли 120° - 6 порывы 12 м/с, температура +7° С; на высоте 100-500 м: ветер 320° - 30 км/ч, температура +1° С; на высоте 1000 м: ветер 320° -20 км/ч, температура минус 3°С; на высоте 1500 м: ветер 320° - 20 км/ч, температура минус 5°С; на высоте 2000 м: ветер 330° - 30 км/ч, температура минус 10°С, видимость 10 км (у поверхности земли), облачность сплошная высоко-слоистая с высотой верхней границы 4000 м, нижняя граница 2500 м, высота нулевой изотермы 700 м, минимальное давление 756 мм.рт.ст., слабая турбулентность в слое 0-1500м.
    Текст прогноза погоды по маршруту Сангар-Маган, составленный в АМЦ Якутск, был передан на АМСГ-4 Сангар с искажением. При передаче была пропущена строка следующего содержания: "облачность частая (5-7 октантов) кучево-дождевая с высотой нижней границы 450 м и верхней границы 5000 м".
    Как было установлено в ходе расследования, прогноз погоды не оправдался. В прогнозе погоды по аэродрому Сангар и по маршруту полета Сангар - Маган не было предусмотрено ухудшение видимости до 4000 м, не прогнозировались осадки, понижение температуры воздуха у земли до 0°С, обледенение в облаках и осадках. В нарушение п. 6.2.5. и 6.4.7. НМО ГА-95, при ухудшении погоды в аэропорту Сангар и по маршруту полета не были составлены коррективы к прогнозам.
    Фактическая и прогнозируемая погода по маршруту полета, на аэродромах взлета и посадки соответствовали установленным требованиям для полетов по ПВП. Минимально безопасная высота полета по маршруту, рассчитанная по минимальному приведенному к уровню моря давлению, была 360 м.
    После доклада экипажа о взлете диспетчер передал ему условия выхода: "правым на Маган, - набирайте 850, минимальное давление 758", при этом в нарушение требований п. 5.3.3 и п. 5.3.16 НПП ГА-85 высота полета самолета, запланированного для полета по ПВП, была задана диспетчером выше уровня нижней границы облаков, т.е. в облаках.
    Через 3 мин полета экипаж доложил о занятии высоты 850 м. По расшифровке записей БУР-4 было установлено, что фактически экипаж занял высоту 1000 м. Далее, в нарушение требований п. 5.3.3, п. 5.3.15 НПП ГА-85 и п. 2.2.1.5 РЛЭ Ан-3Т, полет проходил на высоте 1000 м, в ливневых осадках в виде снега, временами в облаках и условиях обледенения, при отрицательной температуре наружного воздуха. При полете в этих условиях экипаж, в нарушение п. 5.3.11 НПП-ГА-85, решение на возврат на аэродром вылета не принял.
    Через 16 минут полета после взлета, произошло самовыключение двигателя.
    В создавшейся аварийной ситуации КВС не выполнил требования РЛЭ Ан-3Т п. 6.1.3 (не зафлюгировал воздушный винт, тем самым увеличил лобовое сопротивление самолета, что привело к уменьшению дальности планирования в два раза и, в конечном итоге, к недолету до намеченного места приземления (чистое болото без деревьев) и п. 6.4.3 (выпустил закрылки на 30°, а не на 40°).
    Экипаж произвел вынужденную посадку на лесистую заболоченную местность, в результате чего самолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 11 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-3Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-05881
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 04/07/2002
Заводской номер ВС 2218-18-01 (1Г17-12)
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Полярные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Сангар
Пункт назначения Якутск (Маган)
Начальный пункт маршрута Сангар
Конечный пункт маршрута Якутск (Маган)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В результате исследования двигателя был сделан вывод, что самовыключение двигателя явилось следствием попадания на вход двигателя льда или уплотненного замерзшего снега из самолетного воздухозаборного устройства, что привело к срыву пламени в камере сгорания. Накопление льда или уплотненного снега в воздухозаборном устройстве стало возможным в результате полета самолета в нерасчетных метеорологических условиях (полет в ливневых осадках и в условиях обледенения), что запрещено п. 2.2.1.5 РЛЭ самолета Ан-3Т. При полете в этих условиях экипаж, в нарушение п. 5.3.11 НПП ГА-85, решение на возврат на аэродром вылета не принял.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной серьезного инцидента явилось:
    - выполнение экипажем полета по маршруту, отличному от заданного, на высоте ниже безопасной;
    - решение КВС на продолжение полета в метеоусловиях, не соответствующих ПВП;
    - не установка экипажем задатчика опасной высоты на радиовысотомере;
    - отсутствие контроля со стороны диспетчера УВД.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.