Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Украинского УГА близ Киева
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 мая 1974 г.
Время:  22:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, 16 км западнее а/п Киев (Жуляны)
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87579
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Кировоградский ОАО
Рейс:  Н-166
 


Описание
    Экипаж 95 летного отряда 22 мая прибыл в а/п Смольное (Ленинград), выполнив рейс №141 из Кировограда. После нормального отдыха и ночевки в Ленинграде 23 мая экипаж приступил к выполнению четырех рейсов по маршруту Ленинград-Минск-Хмельницкий-Киев-Кировоград. Выполнив рейс Н-162 из Минска, экипаж произвел посадку в а/п Хмельницкий и в 21:09 мск приступил к взлету рейсом Н-166 в а/п Киев (Жуляны). Прогноз погоды по маршруту Хмельницкий-Киев с 20:30 до 24:00 предусматривал: облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, верхняя кромка 4-5 км, 5-10 баллов верхняя, средняя, умеренная болтанка, в облаках обледенение, грозовое положение. Прогноз погоды по пункту посадки с 21:00 до 24:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 90-140 м, верхняя кромка 4-5 км, дождь, дымка, туман, видимость 900-1400 м, в начале срока 1500-2000 м, ветер 70-90°, 6-9 м/с, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, грозовое положение. Фактическая погода за 20:25 – облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 240 м, дождь, дымка, видимость 3 500 м, температура воздуха +10°С. Прогноз и фактическая погода позволяли экипажу принять решение на вылет и соответствовали его минимуму. В процессе полета опасных метеоявлений не было. После набора заданного эшелона 4 500 м в 21:24 экипаж установил связь с диспетчером РДП а/п Борисполь. Затем экипаж по согласованию с диспетчером занял эшелон 2 700 м и на этой высоте в облаках выполнял полет до рубежа снижения аэропорта Жуляны. В 22:00 диспетчер подхода а/п Борисполь дал разрешение на снижение до 1 500 м. При пересечении эшелона 1 800 м через 2 минуты он передал управление полетом диспетчеру круга а/п Жуляны. В 22:02:11 диспетчер круга на удалении 23 км дал указание взять курс 350° влево (выполнить третий разворот) и доложить снижение до 1 500 м, на что экипаж ответил: «1500 сию у меня». В 22:02:21 диспетчер дал указание снижаться до 400 м по давлению аэродрома 730 мм рт.ст. правым доворотом на 81° (четвертый разворот) и заход на посадку по СП-50. Экипаж подтвердил. При расшифровке записи радиообмена установлено, что в результате «накладки» в радиосвязи информация о давлении 730 мм рт.ст. не была принята. После кратковременного пропадания метки самолета на индикаторе радиолокатора на запрос диспетчера в 22:03:16 экипаж доложил о занятии высоты 500 м. Диспетчер, наблюдая за меткой, дал указание: «Выполняйте правый разворот, берите курс 100°, доложите 400 м». В 22:03:44 экипаж доложил: «Занял 400 м, 100°». По показаниям диспетчера круга метка самолета после пересечения линии посадки начала удаляться влево. Диспетчер дважды дал команду «с курсом 110° на четвертый разворот, на 11-й км», однако экипаж на эти указания не реагировал и на дальнейшие вызовы не отвечал. Метка самолета пропала. Вскоре разрушенный самолет был обнаружен на территории танкодрома близ села Гореничи Киево-Святошинского района в 16 км западнее а/п Жуляны. Все находившиеся на борту пассажиры (23 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. По показаниям очевидцев самолет летел на низкой высоте с работающими двигателями со снижением и небольшим правым креном. После первоначального касания земли с убранными шасси и закрылками, с практически нулевым углом тангажа и небольшим правым креном с МК=32°, вертикальной скоростью снижения 3 м/с и приборной скоростью около 420 км/ч, частично разрушилась правая плоскость. Появился длинный язык пламени. Далее самолет перевернулся и взорвался при столкновении с землей. Катастрофа произошла в 22:05 мск.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 25 25
На земле   0
Всего погибших 29


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87579
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.05.1972
Заводской номер ВС 9221122
Наработка ВС (часы) 2368
Наработка ВС (циклы) 2068
Силовая установка Н 5212024 Н5212027 Н 5212013


Сведения о рейсе

Номер рейса Н-166
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Кировоградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хмельницкий
Пункт назначения Киев (Жуляны)
Начальный пункт маршрута Ленинград (Смольное)
Конечный пункт маршрута Кировоград


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что самолет и все его системы признаков отказов до столкновения с землей не имеют. При управлении движением самолета Як-40 диспетчер круга допустил отклонения в технологии работы – не дал эшелон перехода и не получил информацию от экипажа об установке высотомеров на давление аэродрома. В процессе снижения с эшелона до высоты круга экипажем не выполнен ряд важных, обязательных операций для подготовки к посадке:
    а) не установлен соответствующий канал по системе СП-50;
    б) не установлено давление аэродрома на командном приборе 2077;
    в) не доложено о выбранной схеме захода на посадку;
    г) не установлено давление аэродрома на высотомерах;
    д) не выполнено указание диспетчера об уменьшении поступательной скорости полета, поданное дважды;
    е) четвертый разворот начат с запозданием и только после напоминания диспетчера.
    В крови членов экипажа и пассажиров обнаружен карбоксигемоглобин в следующих количествах: КВС – 18,1%, второй пилот – 15,6%, бортмеханик – 22,4%, бортпроводник – 18,4%, пассажиры – от 7 до 16%. Пробы взяты через 14 часов после гибели, но по заключению института судебной медицины это не могло существенно повлиять на результаты. Налет экипажа в этот день составил 4 часа, а рабочее время – 10 часов. Источник выделения повышенной концентрации угарного газа (СО) в самолете не установлен. Ранее подобных случаев на самолетах Як-40 не зафиксировано. По заключению экспертизы пожара на борту в воздухе не было.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вероятной причиной катастрофы может быть потеря работоспособности экипажа из-за воздействия угарного газа и других токсичных компонентов. Это привело к невыполнению ряда операций при снижении, в том числе неустановку барометрического давления аэродрома, чему также способствовала «накладка» при ведении связи диспетчера с экипажем. В результате произошло преждевременное снижение самолета и его столкновение с землей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.