Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к UTair в Седельниковском районе Омской области
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  17 ноября 2012 г.
Время:  17:45
Страна:  Россия
Место происшествия:  Омская область, Седельниковский район, пос. Седельниково
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22343
Авиакомпания:  ЮТэйр
 


Описание
    Экипаж в составе 3 человек выполнял транспортный полет, на борту ВС находилось 19 пассажиров (вахта нефтяников).
    Вертолет выполнил два полета по маршруту с посадками на указанные в задании посадочные площадки. Третий полет выполнялся по маршруту: п.п. «Игол 0» – п.п.«Седельниково РТК».
    От запуска двигателей до начала выполнения захода на посадку полет проходил без отклонений. Замечаний по работе систем вертолета у экипажа не было. При подлете к площадке экипаж получил информацию диспетчера о следующем впереди на п.п. «Седельниково РТК» вертолете RA-24516. Экипаж вертолета RA-24516 доложил о заходе на посадку на п.п. «Седельниково РТК» с МК=240°. За 2 минуты до подлета к площадке экипаж RA-22343 приступил к построению маршрута захода на посадку с посадочным курсом 310°. Из записи внутрикабинных переговоров следует, что экипаж принял решение заходить на посадку с попутно-боковым ветром слева.
    При выполнении контрольной карты перед посадкой на площадку в условиях возможного образования снежного вихря КВС определил метод посадки: «посадка по-вертолетному в зоне…» и проинформировал экипаж: «ветер в юго-западном направлении до 3 м/с…».
    Анализ содержания внутрикабинных переговоров экипажа показал, что подготовка к посадке не содержала ряда обязательных элементов, предусмотренных РЛЭ вертолета Ми-8. КВС не было обращено внимание экипажа на возможность образования снежного вихря, не был определен наземный ориентир для посадки, экипаж не был предупрежден о готовности к возможному переходу на пилотирование по приборам, не была выполнена проверка исправности авиагоризонтов и не был выполнен пролет над площадкой для ее осмотра.
    КВС вывел вертолет на посадочную прямую на удалении от площадки 280 м на Нист=50 м и приборной скорости полета 70 км/ч. При выводе вертолета из разворота вертикальная скорость снижения составляла 2 м/с. Вывод вертолета на посадочную прямую КВС выполнил на минимальном удалении от посадочной площадки, чем ограничил себя во времени на корректировку глиссады захода на посадку.
    В процессе дальнейшего снижения у КВС возникли сомнения в силе и направлении ветра, что следует из радиообмена внутрикабинных переговоров экипажа. При выполнении захода с попутно-боковым (слева) ветром КВС, определив, что пролетает площадку, взятием РЦШ на себя, увеличил угол тангажа до 10°. Вертолет прошел над площадкой на высоте Нист=25 м, с путевой скоростью 40 км/ч и вертикальной скоростью 2,5-3 м/с.
    КВС, вместо исправления допущенной ошибки путем ухода на второй круг и выполнения корректировки курса захода на посадку с учетом направления ветра, принял решение произвести посадку.
    После остановки вертолета и выполнения устойчивого висения над заснеженной грунтовой поверхностью на расстоянии примерно 130 м за площадкой, с посадочным курсом 310º, на высоте 3-5м КВС принял решение на выполнение перемещения на бетонную площадку, на которую выполнялся заход для выполнения посадки.
    Из анализа переговоров по СПУ следует, что члены экипажа не выполнили работы, согласно технологии. КВС принял решение о выполнении доворота вправо и подлете на площадку для выполнения посадки, увеличил высоту висения до 8-10 м, развернул вертолет вправо на курс 90° и приступил к перемещению правым бортом к ветру со скоростью 2,5 м/с.
    Наиболее вероятно, что на момент начала перемещения КВС не определил направление и силу ветра. Можно предположить, что, не наблюдая ветроуказатель и не зная направление ветра, КВС развернул вертолет в том же направлении, что и находившийся на стоянке вертолет RA-24516, совершивший посадку.
    При перемещении правым бортом против ветра, из-за потери эффективности рулевого винта, началось неуправляемое левое вращение вертолета. В процессе неуправляемого левого вращения вертолет столкнулся правым колесом основной опоры шасси с земной поверхностью, при этом произошло соударение лопастей НВ с балкой. В результате от конструкции была отделена концевая балка с хвостовым редуктором и рулевым винтом.
    После столкновения КВС резко перевел рычаг ОШ на максимальное значение, вертолет отделился от земли с набором высоты и, сделав еще один оборот, упал на правый борт.
    В результате АП вертолет получил значительные повреждения, 9 пассажиров и один член экипажа получили травмы различной степени тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 19 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22343
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 21.04.1977
Заводской номер ВС 7171
Наработка ВС (часы) 23861
Наработка ВС (циклы) 57931
Силовая установка С90311474 С92211126


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ЮТэйр
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явились ошибочные действия экипажа при заходе на посадку, что привело к попаданию хвостового винта в режим «вихревого кольца» и неуправляемому левому вращению вертолета.
    Попадание хвостового винта в режим «вихревого кольца» стало следствием выхода за летные ограничения РЛЭ вертолета Ми-8Т. Ограничения РЛЭ были нарушены по допустимой величине бокового ветра справа, из-за сложения скорости ветра и скорости управляемого перемещения вертолета на висении.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.