Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Комиавиатранс в Ненецком АО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  04 января 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Ненецкий АО, пос. площ. Тобой-101
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25359
Авиакомпания:  Комиавиатранс
 


Описание
     Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту: Печера - Усинск - Харьяга - Тобой-101 - Харьяга - Усинск.
    Прогноз и фактическая погода по маршруту не препятствовали принятию решения на выполнение полета по ПВП.
    Перелет до вертодрома Харьяга выполнялся по ПВП и проходил без отклонений.
    На вертодроме Харьяга на борт было принято 2 пассажира, загружено 15 кг ручной клади, 1448 кг груза и произведена дозаправка топливом в количестве 2385 кг.
    Фактическая взлетная масса вертолета составила 11808 кг, центровка 180 мм, что не выходило за пределы ограничений РЛЭ Ми-8Т.
    Во время полета по маршруту Харьяга - Тобой-101 пилот-инструктор находился на правом пилотском кресле, второй пилот в грузовой кабине вертолета.
    При анализе метеоусловий использовались кольцевые синоптические карты погоды, карты барической топографии, данные радиозондирования в пункте Нарьян-Мар, снимок спутника ИСЗ, прогноз погоды по Варандейской и Харьягинской площадям, фактическая погода на аэродроме Варандей и ветродроме Харьягинский, бортовой погоды в районе Варандейской площади экипажей четырех вертолетов, объяснительные записки работников буровой Тобой-1.
    В результате комиссией по расследованию был сделан вывод, что предполагаемая погода в районе посадочной площадки Тобой-101 на момент авиационного происшествия была: ветер 230-260° 10-12 м/с, порывы до 15-17 м/с, видимость 3000 м с ухудшением до 2000 м, ливневой снег, низовая метель, облачность кучево-дождевая 3-5 октантов с высотой нижней границы 200-300 м, температура минус 7-8°С, умеренная турбулентность от земли до верхней границы облаков.
    Через 1 час 10 мин после авиационного происшествия командир летного отряда ФГУП "Комиавиатранс" был информирован пилотом-инструктором В.3. Хатковым о нецелесообразности выполнения аварийно-спасательного полета в связи со значительным ухудшением метеоусловий.
    Данный факт позволяет предполагать, что в момент АП метеоусловия могли быть ниже минимума КBС.
    Выход на посадочную площадку Тобой-101 осуществлялся с помощью нештатной GPS.
    По показаниям экипажа по прибытии в район Тобой-101 (речевой магнитофон МС-61 на месте авиационного происшествия комиссией не обнаружен), экипаж приступил к снижению и проходу над площадкой для осмотра ее состояния и определения направления ветра.
    При заходе на посадку (на высоте полета 70 м, приборной скорости 72 км/час и удалении, примерно, 980 м от площадки) экипаж принял решение об уходе на второй круг, вероятно из-за потери визуального контакта с посадочной площадкой.
    Второй заход на посадку был также прекращен в связи с тем, что визуальный контакт с посадочной площадкой установлен не был.
    Несмотря на два неудачных захода на посадку и сомнения KBС в правильности определения направления ветра, пилот-инструктор не взял управление вертолетом на себя.
    Третий маневр для захода на посадку выполнялся со снижением, с правым креном 24° и уменьшением скорости полета. В процессе захода экипаж производил постоянную корректировку курса с целью обнаружения посадочной площадки, при этом контроль за высотой полета не велся.
    В процессе снижения экипаж на высоте менее 20 м энергично увеличил общий шаг несущего винта (НВ) до максимальной величины и взял ручку циклического шага на себя. Эти действия вызвали падение оборотов с 98% до 92,5%, увеличение тангажа до 20° на кабрирование, уменьшение скорости полета практически до нуля и рост вертикальной скорости снижения вертолета. В результате произошло касание хвостовой пяты и рулевого винта о земную поверхность, их разрушение и опрокидывание вертолета на левый борт.
    В результате авиационного происшествия экипаж и пассажиры получили травмы, вертолет - значительные повреждения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25359
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 22.07.1982
Заводской номер ВС 98206785
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Комиавиатранс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии вертолета при заходе на посадку в безориентирной местности в условиях белизны, ливневого снега и низовой метели явилось столкновение рулевым винтом и хвостовой балкой с земной поверхностью на удалении 750 м от посадочной площадки в результате непреднамеренного снижения вертолета с малой высоты при полете на "втором режиме" и попадании его под воздействие ветра "справа-сзади".
    Авиационное происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - малого опыта и недостаточной подготовленности экипажа к полетам в данных условиях;
    - ошибки экипажа, заключающейся в неправильном определении направлении ветра при заходе на посадку, что привело к попаданию вертолета на конечном участке полета под воздействие ветра "справа-сзади";
    - потери визуального контакта с посадочной площадкой на малой высоте полета из-за низовой метели и непринятии решения о прекращении захода в этих условиях;
    - недостаточного контроля за высотой полета, при третьей попытке захода на посадку в данных условиях, вследствие высокой психологической напряженности членов экипажа.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.