Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т 2-го Архангельского ОАО в НАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 сентября 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, 12 км юго-восточнее села Волонга (40 км севернее КТА Нижняя Пеша)
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24622
Авиакомпания:  2-ой Архангельский ОАО
 


Описание
    14 сентября 2004 г. перед началом полётов с площадки туристского лагеря, расположенной в 40 километрах севернее КТА Нижняя Пёша Ненецкого автономного округа, произошло опрокидывание на левый борт вертолёта Ми-8Т RA-24622. В результате на воздушном судне были разрушены хвостовая и концевая балки, лопасти и втулка несущего винта, повреждены главный редуктор, подредукторная рама и трансмиссия. Экипаж и авиатехник, находившийся на борту, не пострадали. Пассажиров на борту не было. Обломком лопасти несущего винта был смертельно травмирован турист, находившийся в палатке-столовой. Четыре других туриста получили травмы различной степени тяжести.
    Экипаж выполнял полёты с целью доставки туристов к местам рыбной ловли.
    13.09.2004г. после посадки вертолёта на площадку для ночёвки, перед выключением авиагоризонтов и двигателей по данным САРПП-12ДМ вертолёт имел левый крен 2.5°. Посадочная площадка представляла собой размокшую тундровую поверхность. По объяснению бортмеханика: "Так как шёл дождь, для подстраховки под подкосы основных стоек шасси подложили брёвна".
    В день происшествия 14.09.2004г. экипаж имел задание на перевозку группы туристов к новому месту рыбалки. На момент происшествия согласно расчётов, фактическим данным аэропорта Нижняя Пёша и показаниям свидетелей скорость ветра с направлением 250 градусов составляла 10 м/сек с порывами 14 м/сек, что превышало ограничения РЛЭ. По объяснениям членов экипажа, после запуска двигателей КВС принял решение развернуть вертолет против ветра, при этом направление и скорость ветра экипаж не учитывал. Так как вертолёт подкосами основных стоек жёстко опирался на подложенные деревянный брус и бревно, а колёса вертолёта были заблокированы в грунте, то вертолет, до определённого момента, не мог перемещаться и разворачиваться от меняющихся по величине сил и моментов и, следовательно, КВС не мог действовать органами управления вертолёта адекватно происходящему процессу раскрутки НВ. К концу ввода коррекции и выходу НВ на рабочие обороты, из-за увеличивающегося опрокидывающего момента вертолёта, не достаточной прочности грунта рабочей поверхности площадки и действия порывистого ветра в правый борт левый крен вертолёта по показаниям САРПП-12ДМ достиг 3°. В данном случае, как этого требует п. 4.14.18. Предупреждение п. 2 РЛЭ Ми-8Т, экипаж двигатель не выключил и после выхода НВ на рабочие обороты, КВС стал увеличивать общий шаг НВ. При достижении общего шага НВ 3,3° левый крен вертолёта достиг 4° и в дальнейшем вертолёт начал резко крениться на левый борт. В результате соударения лопастей НВ о грунт, вертолёт развернулся влево на 50° и опрокинулся на левый борт.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 0 0
На земле   1
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24622
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1981
Заводской номер ВС 8251
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания 2-ой Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24622 явилось сочетание следующих факторов:
    - в нарушение п. 2.6.7. РЛЭ вертолёта Ми-8Т полёты были организованы командованием лётного отряда на посадочную площадку, прочность грунта которой не соответствовала установленным требованиям;
    - в инструкции по производству полётов на данной площадке (утверждена КЛО 22.07.2003г.) не указаны требования к прочности грунта при базировании на ней воздушных судов;
    - в нарушение п. 10.1.12. НПП ГА-85 и РЛЭ вертолёта Ми-8Т п. 2.6.7. работы по обеспечению длительной стоянки вертолёта и оборудованию посадочной площадки твёрдым покрытием выполнены не были. При заключении договора на выполнение работ заказчику эти необходимые требования также были не выдвинуты;
    - попытка экипажа выполнить разворот вертолёта при боковом ветре, выходящим за пределы лётных ограничений, предусмотренных п. 2.5.2. РЛЭ вертолёта Ми-8Т;
    - несвоевременные действия КВС по выключению двигателей, предусмотренные п. 4.14.18. Предупреждения п. 2 РЛЭ вертолёта Ми-8Т, после увеличения крена более 3°;
    - низкий уровень профилактической работы командно-лётного состава ОАО "2-й Архангельский объединённый авиаотряд" (меры профилактического характера после авиационного происшествия в Нарьян-Марском авиапредприятии приняты не были).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.