Экипаж, выполнив 24 августа 5 полетов по заявке Экологического фонда администрации Ненецкого автономного округа с целью охраны рыбных запасов в пограничной зоне юго-восточного побережья Баренцева моря, произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, для выполнения ночевки.
Площадка представляла собой ровную поверхность со слоем оттаявшего грунта на глубину до 40 см с прочностью 4 кг/см, ниже которого находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт растительностью, характерной для тундры с высотой от 7 до 16 см. За время стоянки вертолета ночью левая стойка шасси погрузилась в грунт до 1/3 диаметра колеса, что привело к созданию левого крена величиной около 4°.
Утром 25.08.04, в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи одному из членов оперативной группы, было принято решение об отправке больного и двух сопровождающих вертолетом в г. Нарьян-Мар.
Получив информацию ГМС "Мыс Константиновский" о приземном ветре, скорость которого составляла 4 м/сек и предупреждение старшего техника ГМС о возможном ее увеличении в 2 раза из-за погрешностей аппаратуры ГМС, КВС, оценив (по его объяснению) состояние площадки и направление ветра относительно вертолета, пришел к выводу, что выполнение разворота вправо для выполнения взлета методом руления невозможно и принял решение запустить двигатели и выполнить разворот на курс взлета против ветра методом перемещения у земли.
Фактическая погода по данным АМСГ Нарьян-Мар, Варандей, ГМС мыс Константиновский и очевидцев на момент взлета была: ветер у земли с направлением 180-200° (120° справа сзади), скорость 7-8 м/сек, порывы 12 м/сек и более, видимость 10 км., температура воздуха +12°С, атмосферное давление 747 мм.рт.ст.
Из расчетов, проведенных комиссией, составляющая ветра под углом 90° справа относительно продольной оси вертолета составляла 6 - 6,9 м/сек соответственно, что превышало ограничение установленное РЛЭ для выполнения разворота у земли вправо.
Согласно п. 4.14.18. РЛЭ вертолета Ми-8Т, экипаж должен был наземными средствами установить вертолет в стояночное положение, устранить кренение, развернуть ВС против ветра или на угол, где составляющая скорости ветра не превышала 5 м/сек, только после этого запустить двигатели.
Экипаж не использовал эти рекомендации и приступил к запуску двигателей.
После запуска двигателей в процессе увеличения режима работы двигателей и шага несущего винта началось кренение вертолета влево, угол тангажа начал изменяться на пикирование.
Попытки КВС парировать органами управления увеличение крена и тангажа оказались неэффективными. Вертолет продолжал крениться влево с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование. При крене около 25 и тангаже на пикирование около 8,5 произошло касание лопастями несущего винта поверхности земли, в результате чего они разрушились. При дальнейшем вращении лопастей несущего винта произошло их соударение с хвостовой балкой, которая была полностью отрублена.
Соударение разрушенных лопастей с левым двигателем привело к возникновению пожара, ликвидировать который не представилось возможным. Вертолет разрушился и сгорел. Пассажиры и экипаж получили травмы различной степени тяжести.
|