Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т Нарьян-Марского ОАО на мысе Константиновский
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 августа 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, НАО,
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25141
Авиакомпания:  Нарьян-Марский авиационный отряд
 


Описание
    Экипаж, выполнив 24 августа 5 полетов по заявке Экологического фонда администрации Ненецкого автономного округа с целью охраны рыбных запасов в пограничной зоне юго-восточного побережья Баренцева моря, произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, для выполнения ночевки.
    Площадка представляла собой ровную поверхность со слоем оттаявшего грунта на глубину до 40 см с прочностью 4 кг/см, ниже которого находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт растительностью, характерной для тундры с высотой от 7 до 16 см. За время стоянки вертолета ночью левая стойка шасси погрузилась в грунт до 1/3 диаметра колеса, что привело к созданию левого крена величиной около 4°.
    Утром 25.08.04, в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи одному из членов оперативной группы, было принято решение об отправке больного и двух сопровождающих вертолетом в г. Нарьян-Мар.
    Получив информацию ГМС "Мыс Константиновский" о приземном ветре, скорость которого составляла 4 м/сек и предупреждение старшего техника ГМС о возможном ее увеличении в 2 раза из-за погрешностей аппаратуры ГМС, КВС, оценив (по его объяснению) состояние площадки и направление ветра относительно вертолета, пришел к выводу, что выполнение разворота вправо для выполнения взлета методом руления невозможно и принял решение запустить двигатели и выполнить разворот на курс взлета против ветра методом перемещения у земли.
    Фактическая погода по данным АМСГ Нарьян-Мар, Варандей, ГМС мыс Константиновский и очевидцев на момент взлета была: ветер у земли с направлением 180-200° (120° справа сзади), скорость 7-8 м/сек, порывы 12 м/сек и более, видимость 10 км., температура воздуха +12°С, атмосферное давление 747 мм.рт.ст.
    Из расчетов, проведенных комиссией, составляющая ветра под углом 90° справа относительно продольной оси вертолета составляла 6 - 6,9 м/сек соответственно, что превышало ограничение установленное РЛЭ для выполнения разворота у земли вправо.
    Согласно п. 4.14.18. РЛЭ вертолета Ми-8Т, экипаж должен был наземными средствами установить вертолет в стояночное положение, устранить кренение, развернуть ВС против ветра или на угол, где составляющая скорости ветра не превышала 5 м/сек, только после этого запустить двигатели.
    Экипаж не использовал эти рекомендации и приступил к запуску двигателей.
    После запуска двигателей в процессе увеличения режима работы двигателей и шага несущего винта началось кренение вертолета влево, угол тангажа начал изменяться на пикирование.
    Попытки КВС парировать органами управления увеличение крена и тангажа оказались неэффективными. Вертолет продолжал крениться влево с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование. При крене около 25 и тангаже на пикирование около 8,5 произошло касание лопастями несущего винта поверхности земли, в результате чего они разрушились. При дальнейшем вращении лопастей несущего винта произошло их соударение с хвостовой балкой, которая была полностью отрублена.
    Соударение разрушенных лопастей с левым двигателем привело к возникновению пожара, ликвидировать который не представилось возможным. Вертолет разрушился и сгорел. Пассажиры и экипаж получили травмы различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25141
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 99047538
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Нарьян-Марский авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Нарьян-Мар
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расшифровке записей БУР-2Ж установлено, что система управления вертолетом была исправна.
    Математическое моделирование поведения вертолета, выполненное на ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" показало, что при скорости ветра справа сзади 11 м/сек управляющего момента недостаточно для парирования опрокидывания вертолета, стоящего на площадке с левым креном 4°.
Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования АП комиссией были выявлены недостатки в организации полетов:
    - на ГМС "Мыс Константиновский" неисправны анеморумбометр М-63, (показания прибора занижают фактическую скорость ветра) и измеритель высоты облаков (ИВО);
    - в нарушение НТЭРАТ ГА-93 экипаж, планируя ночевку вне базового аэродрома, вылетел из аэродрома Нарьян-Мар без технического персонала;
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария вертолета Ми-8Т RA 25141 произошла в результате попытки выполнения экипажем разворота вертолета вправо на курс взлета методом перемещения на висении при скорости ветра справа сзади, превышающей ограничения РЛЭ, и при наличии левого крена из-за просадки колеса левой основной опоры шасси вертолета в грунт.
    Экипажем перед запуском двигателей не были приняты меры для разворота вертолета наземными средствами вправо на ветер.
    Действия пилота не обеспечили парирования кренения вертолета из-за ограниченных в этих условиях запасов управления. Большие углы крена и тангажа привели к соударению лопастей НВ с землей. Последующая разбалансировка лопастей несущего винта обусловила разрушение конструкции ВС и возникновение пожара.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.