Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2Р Костромского авиапредприятия в Липецкой области
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  09 июля 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Липецкая область, Данковский район, дер. Ярославы
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-02230
Авиакомпания:  Костромское авиапредприятие
 


Описание
    Экипаж выполнял полёты по борьбе с сельхозвредителями и некорневой подкормке сельхозкультур.
    Прогноз погоды по Липецкой области, секторам АХР и фактическая погода по району полетов соответствовали требованиям п.п. 10.2.4 и 10.2.5 НПП ГА-85 и п.п. 5.1.10 Руководства по АХР ГА-84.
    В день события экипаж до обеда выполнил 15 полетов. После перерыва на обед рабочая бригада произвела заправку воздушного судна ядохимикатами в количестве 1200 кг. При заправке самолета жидкими ядохимикатами отсутствовал контроль со стороны экипажа. По расчету экипажа взлетная масса самолета составляла 5 232 кг, центровка - 26,5% САХ, что не выходило за допустимые пределы, установленные РЛЭ для фактических условий взлета.
    Взлет выполнялся с выпущенными закрылками на 20°, на взлетном режиме работы двигателя, с МК 330° непосредственно от загрузочной площадки, которая находилась с левой стороны летного поля на боковой полосе безопасности на удалении 400 м от начала летной полосы.
    До конца летной полосы, не считая концевой полосы безопасности (75м), оставалось 450м. Согласно РЛЭ самолета расчетная длина разбега составляла 265м, а взлетная дистанция - 355м для данных условий взлета.
    После отрыва самолета на скорости 90-100 км/ч рост скорости, по заявлению экипажа, прекратился. Самолет столкнулся с бруствером дороги, проходящим на удалении 572 м от начала разбега, разрушился и сгорел. Члены экипажа получили телесные повреждения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-02230
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 19.06.1989
Заводской номер ВС 1G235-01
Наработка ВС (часы) 1222
Наработка ВС (циклы) 2239
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Костромское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Двигатель был направлен на исследование в ГЦ БП ВТ, где было установлено, что он в последнем полете не вышел на взлетный режим вследствие нарушения подачи топлива из-за загрязнения деталей фильтра тонкой очистки карбюратора АКМ62ИРА, наиболее вероятно, химическими удобрениями, попавшими в топливо при заправке самолета. Было также установлено, что в масляной системе использовалось масло МС-20П, не предназначенное для двигателя АШ-62-ИР.
    Определить полноту и своевременность технического обслуживания самолета на оперативной точке, а так же количество заправленного бензина в баки самолета перед последним вылетом, не представилось возможным, так как бортжурнал и другие полетные документы (в том числе и хронометраж полетов) сгорели во время пожара, а корешки требований на заправку топливом вторым пилотом не выписывались и не передавались заправщику самолета.
    КВС не использовал всю длину взлетной полосы для разбега самолета (850 м), а начал разбег непосредственно от загрузочной площадки, оставив перед собой для взлета 450 м. Это усугубило ситуацию, так как даже при невыходе двигателя на полную мощность, возможно было бы избежать столкновения с бруствером дороги или прекратить взлет, имея перед собой достаточный запас взлетной полосы для прекращения взлета. При прекращении взлета согласно РЛЭ необходимая длина летной площадки должна быть не менее 550 м.
    Взлет самолета осуществлялся экипажем в сторону повышения рельефа-местности с углом до 1°, что также увеличило дистанцию разбега самолета, привело к более позднему отрыву его от земли, приблизив тем самым точку отрыва самолета к препятствию по курсу взлета, и способствовало в итоге столкновению самолета с бруствером дороги. Экипажу необходимо было учесть данный фактор при расчете взлетной дистанции.
    Таким образом, невыход двигателя на взлетный режим (снижение мощности двигателя) в последнем полете самолета из-за засорения топливного фильтра тонкой очистки, а также нарушения, допущенные экипажем, при выполнении последнего взлета самолета: не использование всей длины летного поля (850 м), (не позволившее выполнить безопасный прерванный взлет при прекращении роста скорости после отрыва самолета) и отсутствие контроля со стороны экипажа за массой жидких ядохимикатов, заправляемых в самолет (что не исключало превышения предельно допустимой взлетной массы самолета для данных условий взлета, установленной РЛЭ) привели к уменьшению скороподъемности и столкновению самолета с препятствием.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - Невыход двигателя самолета при взлете на взлетный режим по причине нарушения подачи топлива в двигатель из-за загрязнения деталей фильтра тонкой очистки карбюратора АКМ 62 ИРА, вероятно, химическими удобрениями, попавшими в топливо при заправке самолета.
    - Не использование экипажем всей длины летного поля (850 м) для взлета, не позволившее экипажу выполнить безопасный прерванный взлет при прекращении роста скорости после отрыва самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.