Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т/36 Сасовского летного училища близ а/д Пителино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 ноября 2012 г.
Время:  14:38
Страна:  Россия
Место происшествия:  Рязанская область, Пителинский район, близ а/д Пителино
Тип ВС:  Як-18Т/36
Регистрация ВС:  RA-44302
Авиакомпания:  Сасовское летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА)
 


Описание
    Экипаж выполнял учебно-тренировочные полеты. На борту находились пилот-инструктор и курсант 3-го года обучения. По предварительной информации, после взлета с "конвейера" произошел отказ двигателя. После набора высоты около 70 м пилот-инструктор запросил у руководителя полетов разрешение на выполнение посадки с обратным курсом. Получив разрешение, экипаж приступил к выполнению разворота с правым креном. Разворот происходил с уменьшением скорости и высоты полета с постепенным увеличением правого крена.
    Воздушное судно столкнулось с землей в поле и разрушилось, находившиеся на борту погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-44302.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т/36
Регистрационный номер (id) ВС RA-44302
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.03.2008
Заводской номер ВС 1236
Наработка ВС (часы) 957
Наработка ВС (циклы) 3352
Силовая установка КЯ132210


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Сасовское летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА)
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Пителино
Пункт назначения Пителино
Начальный пункт маршрута Пителино
Конечный пункт маршрута Пителино


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы самолета Як 18Т RA 44302 явилась потеря контроля экипажем за скоростью полета и вывод самолета на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим столкновением с землей при выполнении захода на вынужденную посадку на площадку вылета. Решение пилота-инструктора о выполнении захода на вынужденную посадку, наиболее вероятно, было обусловлено неустойчивой работой силовой установки на малой высоте после взлета, проявившейся в значительном колебании оборотов воздушного винта.
    Неустойчивая работа силовой установки, наиболее вероятно, явилась следствием разбалансировки совместной работы двигателя М-14П 2-й серии, воздушного винта AV 803-1, регулятора постоянных оборотов Р-2 серии 04 и масла МС-20. Однозначно определить причину разбалансировки, в том числе возможное влияние имеющихся повреждений гильзы управляющего золотника и седла редукционного клапана регулятора оборотов Р-2 серии 04 в виде рисок, царапин и следов вдавливания и отклонений от требований ГОСТа масла МС-20, не представилось возможным.
    Факторами, обусловившими непосредственную причину катастрофы, наиболее вероятно, явились (Факторы приведены в логическом порядке, без оценки приоритета):
    • невыполнение необходимого объема работ по допуску регулятора постоянных оборотов Р-2 серии 04 к совместной работе с воздушным винтом AV-803-1 в составе силовой установки на Як-18Т 36 серии;
    • невыполнение рекомендаций Комиссии по расследованию серьезного авиационного инцидента с самолетом Як-18Т 36 серии RA-44309, происшедшего 01.09.2009 на аэродроме Ульяновск (Баратаевка);
    • отсутствие в РЛЭ самолета Як-18Т 36 серии рекомендаций экипажу по действиям при возникновении в полете неустойчивой работы двигателя;
    • непринятие экипажем решения о прекращении полетов после многократного проявления признаков нештатной работы силовой установки в предыдущих полетах;
    • недостаточная подготовка пилота-инструктора к действиям в сложившейся ситуации при отсутствии в имеющихся нормативных документах по подготовке пилотов-инструкторов минимальных требований по натренированности и опыту полетов в качестве командира воздушного судна на типе, на котором производится обучение.
    Низкий уровень организации учебно-тренировочных полетов на посадочной площадке Пителино и неработоспособность системы управления безопасностью полетов в Сасовском летном училище ГА привели к невозможности безопасного выполнения вынужденной посадки перед собой из-за отсутствия пригодных площадок при выполнении взлета с курсом 230°.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.