Экипаж выполнял транспортно-связной рейс по маршруту Кубака-Омсукчан-Кубака. При вылете с аэродрома Омсукчан на борту вертолета находилось 17 пассажиров и 500 кг груза. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные РЛЭ вертолета Ми-8 ограничения. Фактическая и прогнозируемая погода соответствовала выполнению полета по правилам визуальных полетов, при этом температура наружного воздуха в районе полетов составляла от 246 до 251 град. С.
Полет по маршруту Омсукчан-Кубака проходил без отклонений. Осмотр площадки "Кубака" перед посадкой производился в сумерках, через 40 мин. после захода солнца, на высоте 230 м. По свидетельству КВС он наблюдал над промышленными и жилыми объектами плотную морозную дымку. При этом непосредственно над площадкой, освещенной огнями ночного старта, и в районе, прилегающем к ней, никаких явлений, ухудшающих видимость, при осмотре с воздуха он не обнаружил. После осмотра посадочной площадки КВС выполнил маневр для выхода на предпосадочную прямую.
С удаления 1500 м на высоте 100-110 м и скорости 80 км/ч КВС приступил к снижению и гашению поступательной скорости полета. На высоте 70-60 м КВС принял окончательное решение о производстве посадки и сообщил по СПУ "Садимся".
Анализ материалов расшифровки САРПП-12ДМ показал, что на высоте принятия решения положение вертолета в пространстве и параметры его движения относительно площадки позволяли выполнить заход с нормальной траекторией снижения и произвести расчет на посадку вне зоны влияния воздушной подушки. В процессе дальнейшего снижения вертолет попал в условия, ухудшающие видимость наземных ориентиров, в результате чего произошла кратковременная потеря визуального контакта с наземными ориентирами. На данном этапе снижения КВС, в нарушение п. 7.6.15 НПП ГА-85, вместо ухода на второй круг, приступил к энергичному гашению поступательной скорости и уменьшению высоты полета. По мере быстрого гашения поступательной скорости ниже 40 км/ч происходило возрастание вертикальной скорости снижения, которая достигла на конечном этапе полета 6 м/с, чем были созданы условия для попадания вертолета в режим "вихревого кольца".
Вертолет грубо приземлился в 25 метрах от площадки. При последующем его отделении от земли с положительным углом тангажа произошло столкновение рулевого винта со снежным бруствером с последующим разрушением лопастей от соударений с концевой балкой. Через 25 м при повторном приземлении с правым креном произошло разрушение несущего винта и опрокидывание вертолета на правый борт. Вертолет получил значительные повреждения, бортмеханик и 6 пассажиров, не пристегнутых привязными ремнями, получили травмы различной степени тяжести.
|