Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8МТВ-1 а/к Норд-Эйр в 74 км от Ноябрьска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 мая 1997 г.
Время:  10:40
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 74 км от Ноябрьска
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  RA-27151
Авиакомпания:  Норд-Эйр
 


Описание
    23 мая 1997 года днем в простых метеоусловиях в районе аэропорта Ноябрьск на вертолетной площадке Р-15 Тюменской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом МИ-8МТВ-1 RA-27151 Печорского филиала государственного авиапредприятия "Комиавиа" Коми регионального управления ФАС России, переданного в аренду с экипажем авиапредприятию "Норд Эйр", подконтрольному региональному управлению Центральных районов ФАС России.
    Экипаж выполнял полет по перевозке груза на внешней подвеске по заявке Ноябрьского нефтегазоразведывательного предприятия.
    Фактическая взлетная масса вертолета и центровка не выходили за пределы установленных ограничений.
    Подготовка груза к транспортировке на внешней подвеске и его строповка были выполнены с нарушением требований инструкции "Правила подготовки стропов и грузов заказчиком для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолетов" № 26.1.7-498, утвержденной начальником Главного управления авиационных работ и перевозок МГА 17.06.88г., и приложения к руководству по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета МИ-8МТВ "Инструкция для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске" (не выполнена маркировка центра тяжести груза, не маркированы места крепления строповочных канатов к длинномерному грузу, строповочные канаты на грузе не были зафиксированы от смещения в полете).
    В процессе подъема длинномерного груза (профиль квадратного сечения длиной 15,26 м и весом 997 кг) произошло самопроизвольное смещение одной из строп от первоначального места ее расположения к центру груза, в результате чего груз принял вертикальное положение.
    Бортмеханик, заметив смещение, подал команду экипажу "стоп" (по объяснениям членов экипажа), после которой КВС прекратил вертикальное перемещение вертолета вверх и, не зная истинного положения груза, энергичным уменьшением общего шага несущего винта (НВ) с 8,2° до 3° перевел вертолет на снижение.
    В процессе снижения верхний конец вертикально расположенного длинномерного груза прошел через люк внешней подвески вертолета, пробил потолочную панель и отсек главного редуктора, срезав при этом узел крепления подкосов подредукторной рамы к главному редуктору, и вышел в плоскость вращения осевых шарниров втулки несущего винта. От удара осевого шарнира втулки о груз произошел отрыв лопасти несущего винта.
    Возникший дисбаланс несущей системы привел к разрушению оставшихся подкосов подредукторной рамы, развороту главного редуктора на 10°-15° и автоматическому выключению двигателей системами защиты свободных турбин от раскрутки.
    В результате вертолет опрокинулся на левый борт и полностью разрушился. Экипаж и служебный пассажир получили травмы различной степени тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС RA-27151
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 95974
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Норд-Эйр
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание последствий АП     Анализ организации полетов вертолета, переданного в аренду с экипажем, свидетельствует, что для работы с длинномерными грузами был командирован экипаж, не имевший достаточного опыта такой работы. Руководство Печорского филиала ГАП "Комиавиа" самоустранилось от контроля за работой экипажа. В договоре аренды воздушного судна от 14.05.97г. № ПФ-24/97 не введены необходимые ограничения, учитывающие опыт работы экипажей.
    Проверка техники пилотирования с внешней подвеской, проведенная перед началом работ директором Ноябрьского филиала авиапредприятия "Норд Эйр", не выявила каких-либо отклонений в подготовке КВС.
Выводы комиссии, расследовавшей АП      Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - принятие экипажем решения о подъеме груза, строповка которого была произведена заказчиком с нарушением требований инструкции "Правила подготовки стропов и грузов заказчиком для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолетов" и приложения к руководству по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета МИ-8МТВ "Инструкция для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске";
    - несогласованные действия экипажа;
    - ошибочные действия командира вертолета при получении команды на прекращение подъема груза, заключающиеся в переводе вертолета на снижение.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.