Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Тюменавиатранс в районе Ноябрьска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1991 г.
Время:  15:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Пуровский р-н, 53 км северо-западнее а/п Ноябрьск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-24491
Авиакомпания:  Тюменьавиатранс
 


Описание
    Экипаж Ноябрьского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс" выполнял полеты по транспортировке груза на внешней подвеске по заявке экспедиции глубокого разведочного бурения ПО «Ноябрьскнефтегаз».
    Взлет в а/п Ноябрьск произведен в 07:23 мск. Выполнив три полета с грузом на внешней подвеске по маршруту буровая Р-116 - оперативная точка Иту-Яха, экипаж прибыл в а/п Ноябрьск для дозаправки и обеда.
    После обеда экипаж произвел взлет в 11:34 мск для продолжения перевозки грузов на внешней подвеске по тому же маршруту. Подготовку грузов к транспортировке и их подцепку на Р-116 осуществял стропальщик Корольков. Отцепку груза в Иту-Яхе осуществлял стропальщик Игонин, перелетавший на борту вертолета с Р-116.
    Во второй половине дня экипаж выполнил два полета с грузами на внешней подвеске. Во втором полете связка из пяти труб была застроплена двумя тросами длиной 8,12 м с крюками на концах. Общая длина системы внешней подвески, состоявшей из удлинителя, паука и тросов заказчика, составляла 13,87 м.
    Выпуск системы внешней подвески из вертолета на висении для подцепки груза, в нарушение п.5.1.2.4 РЛЭ вертолета Ми-8, осуществлял стропальщик Игонин по командам бортмеханика, в то время как выполнение этой операции согласно РЛЭ возложено на бортмеханика, а нормативные документы не предусматривают участие служебных пассажиров в проведении технологических операций по уборке-выпуску внешней подвески. Подготовку для работы с внешней подвеской стропальщик не проходил. Отцепка груза в Иту-яхе осуществлялась стропальщиком методом, не предусмотренным «Правилами подготовки стропов и грузов…» и РЛЭ Ми-8 - путем освобождения крюков тросов заказчика от груза. При этом, в нарушение «Правил…» на внешней подвеске оставались свободные грузовые стропы. После отцепки груза система внешней подвески через люк была втянута стропальщиком в грузовую кабину и уложена сзади от люка. После уборки внешней подвески бортмеханик прикрыл крышку люка, но замками в закрытом положении не зафиксировал. По показаниям стропальщика, крышка люка оставалась в открытом положении (РЛЭ требований о закрытии люка не содержит).
    Взлет с оперативной точки Иту-Яха для перелета с целью взятия очередного груза с Р-116 произведен в 13:07 мск. Активное пилотирование осуществлял второй пилот под контролем КВС. Вследствие малого опыта работы и условий полета над малоориентирной местностью второй пилот на 8-й минуте полета допустил уклонение от линии маршрута вправо и вывел вертолет на законсервированную буровую Р-115, расположенную в 8 км восточное от предусмотренной заданием буровой Р-116. Не определив ошибку, экипаж приступил к выполнению левого разворота для выполнения посадочного маневра. На 13-й минуте полета, после определения ошибки, экипаж выполнил разворот на курс 260-270° для следования на заданную точку. Скорость полета возросла до 217 км/ч. Этот маневр был воспринят стропальщиком как заход на посадку, и он, без предупреждения экипажа, выбросил в люк внешнюю подвеску с грузовыми тросами общей длиной 13,87 м. На скорости полета более 200 км/ч это привело к попаданию строп в рулевой винт, его повреждению и возникновению тряски вертолета.
    Определив тряску вертолета, экипаж принял решение о вынужденной посадке и в 13:22:41 сообщил по радиосвязи об аварийной посадке в районе буровой Р-116, а в 13:22:50 сообщение повторил и больше на связь не выходил.
    Посадка производилась на равнинной заболоченной местности, поросшей редким лесом и кустарником. В 13:23 мск вертолет грубо приземлился с небольшим углом пикирования и правым креном в 3 км от Р-116 (63°23’СШ, 74°18’ВД, 53 км с А=292° от а/п Ноябрьск). В процессе развития аварийной ситуации на земле произошло разрушение лопастей несущего винта при его ударе о деревья, грунт и хвостовую балку. Ударами лопастей была также разрушена пилотская кабина и нанесены тяжелые телесные повреждения командиру вертолета и второму пилоту, от которых они скончались.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24491
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.12.1986
Заводской номер ВС 98628975
Наработка ВС (часы) 5763
Наработка ВС (циклы) 13294
Силовая установка С95401015 С92411356


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Тюменьавиатранс
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла в результате разрушения конструкции вертолета при выполнении вынужденной посадки после повреждения в полете рулевого винта из-за попадания в него грузовых тросов внешней подвески, самовольно выпущенной находившимся на борту стропальщиком вследствие:
    - низкого уровня технологической дисциплины в экипаже, выразившимся в неправомерном привлечении стропальщика к выполнению функций бортмеханика по уборке-выпуску подвески при предыдущих транспортировках груза, что привело к формированию у представителя заказчика неправильного стереотипа действий;
    - недостаточного контроля экипажем за действиями стропальщика в полете и неудовлетворительного взаимодействия;
    - невыполнения стропальщиком правил поведения в полете и техники безопасности;
    - недостаточной подготовки стропальщика и организации транспортировки груза на внешней подвеске.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Вертолет был восстановлен и введен в эксплуатацию.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.