Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т концерна Аэроволга в Апастовском районе Республики Татарстан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 июля 1991 г.
Время:  14:26
Страна:  СССР
Место происшествия:  Республика Татарстан, Апастовский район, близ н.п. Ключи
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-24693
Авиакомпания:  Аэроволга
 


Описание
    
    Экипаж 2-го Куйбышевского ОАО авиаконцерна «Аэроволга» выполнял аэровизуальные полеты с целью осмотра трассы нефтепровода, согласно заявки Казанского районного нефтепроводного управления. Первый полет производился с 08:13 по 12:47 мск по маршруту Казань - Песчаные Ковали - Лазарево - Казань.
    Второй полет производился по маршруту Казань - Песчаные Ковали - район реки Свияги - Студенец - Казань. Взлет в а/п Казань произведен в 13:40 мск. На борту находился представитель заказчика (бортоператор). Взлетная масса и центровка не выходили за пределы, установленные РЛЭ вертолета Ми-8.
    В процессе полета, в 14:26, представителем заказчика в непосредственной близости от охраняемого нефтепровода был обнаружен работающий экскаватор, выполнявший землеройные работы.
    По просьбе заказчика КВС принял решение произвести посадку на подобранную с воздуха площадку - на кромку нескошенного пшеничного поля, расположенного на удалении 20 м от экскаватора. Выполнив с курса, без снижения, разворот на 270°, КВС после прохода над местом работ на высоте 50 м выполнил левый стандартный разворот и вывел вертолет на посадочный курс 150° на высоте 100 м, на скорости 160 км/ч и удалении 1000 м от площадки. Ветер был встречный, 3-5 м/с. Выбранное место приземления слева в 15 м ограничено шоссе с насыпью высотой 3 м. На удалении 90 м (по заходу) расположена ЛЭП высотой 10 м. Площадка имеет уклон по курсу 6,5% (3,5°) и справа-налево 11,4% (7°), что не соответствует установленным РЛЭ ограничениям (не более 3°). Понижение местности в значительной степени скрадывалось высокой растительностью в нижней части площадки.
    До ЛЭП вертолет снижался по прямой с уменьшением скорости со 160 км/ч до 60 км/ч, с вертикальной скоростью 1,5-2 м/с. После пересечения ЛЭП на высоте 20-30 м наклон глиссады увеличился, оставаясь в установленных РЛЭ пределах. В соответствии с РЛЭ экипаж должен был выполнить посадку без влияния «воздушной подушки» и прекратить снижение на высоте более 10 м, однако КВС продолжил снижение по глиссаде. Чтобы обеспечить снижение по заданной траектории, КВС при шаге несущего винта 5,4° создал угол тангажа до 7,5°. При этом обороты несущего винта уменьшились до 91%. Получив об этом предупреждение бортмеханика, КВС увеличил шаг до 6° и уменьшил угол тангажа до 2°. Обороты несущего винта восстановились до 95%, но одновременно возросла вертикальная скорость снижения. Экипаж определил это как «посадку» и для снижения вертикальной скорости КВС по мере подхода к земле увеличивал общий шаг несущего винта двойными движениями рычага общего шага несущего винта с интервалом 0,5-1,5 сек., сохраняя угол тангажа 5-7°. Чтобы не терять из поля зрения экскаватор, КВС довернул влево на 20-25° со скольжением вправо 3-5°. Вертолет на высоте 1-1,5 м, продолжая снижение, медленно смещался вперед и вправо в сторону понижения встречного уклона. Угол тангажа не превышал максимального значения, что не вызывало у экипажа опасения касания рулевым винтом земли. Для остановки вертолета в момент касания шасси (или непосредственно перед ним) КВС отклонил ручку на себя, что привело к опусканию хвостовой балки, касанию хвостовой опоры и затем рулевого винта о землю. Левый подкос хвостовой опоры сломался и сложился влево. В результате разрушения рулевого винта вертолет получил быстроразвивающееся вращение влево с одновременным кренением вправо. После разворота на 90-100° несущий винт коснулся лопастями земли. Хвостовой редуктор отделился от вертолета. Уклон местности предотвратил опрокидывание вертолета. Дальнейшее вращение происходило вокруг правой опоры шасси. За 60-70° до полной остановки вертолета произошло разрушение передней опоры шасси. Обломки лопастей несущего винта разрушили остекление пилотской кабины. Не зафиксированный ремнями бортмеханик был сброшен со своего рабочего места. Бортоператор, покинув вертолет после остановки, получил серьезные травмы обломками лопастей вращающегося несущего винта, когда пытался вытащить снаружи из кабины получившего черепно-мозговую травму бортмеханика. КВС получил травмы средней тяжести, второй пилот - легкие травмы. Бортмеханик от полученных травм скончался на месте АП.
    Катастрофа произошла в районе н.п. Ключи Апастовского района Татарстана (55°21’СШ, 48°29’ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24693
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.09.1981
Заводской номер ВС 98103108
Наработка ВС (часы) 12108
Наработка ВС (циклы) 20276
Силовая установка С92211171 С95111008


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэроволга
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Казань
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Казань
Конечный пункт маршрута Казань


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП      Катастрофа вертолета произошла вследствие касания рулевым винтом земли в процессе посадки на непригодную площадку, что привело к последующему его разрушению, и обусловлена сочетанием следующих факторов:
    - недостаточной оценкой экипажем пригодности выбранной для посадки площадки, чему способствовала малозаметность уклонов местности, скрытой высокой растительностью;
    - ошибочными действиями экипажа при выполнении посадки в части выбора высоты и направления для зависания из-за искаженного восприятия положения вертолета относительно наземных ориентиров.
    Гибели бортмеханика и травмам остальных членов экипажа способствовали недостатки компоновки рабочего места бортмеханика, исключающие возможность его работы с пристегнутыми ремнями безопасности, а также отсутствие специального защитного снаряжения у членов экипажа.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.