Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Уральского УГА в районе пос. Варгаши, Курганская область
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 марта 1989 г.
Время:  11:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Курганская область, Варгашинский район, 3 км юго-восточнее пос. Варгаши
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20559
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
 


Описание
    Экипаж 2-го Свердловского ОАО выполнял аэровизуальный полет с а/д Курган по обслуживанию Петропавловского районного управления магистральных продуктопроводов. Вылет из а/п Курган задержался на 1 час 30 минут по метеоусловиям Кургана и району полетов. С 7 до 8 часов по району работ ожидались дымка, видимость 1000 м, облачность 10 баллов разорванно-слоистая высотой 100 м.
    В 08:12 мск командир вертолета, получив прогноз погоды, соответствующий своему личному минимуму и характеру выполняемого задания (видимость 300 м, дымка, облачность 5 баллов слоисто-кучевая, разорванно-слоистая высотой 200 м), принял решение на вылет. Бортмеханик не имел права участвовать в полете, поскольку не прошел медосмотр, тем не менее, КВС не отстранил его от выполнения полета.
    Взлет в а/п Курган произведен в 08:33. Экипаж направился на посадочную площадку Колесниково с целью взятия на борт служебных пассажиров. Полет проходил на высоте 100 м без отклонений. Посадка на пл. Колесниково произведена в 08:46. Взяв на борт двух служебных пассажиров, экипаж в 08:52 произвел взлет в н.п. Лебяжье по трассе продуктопровода. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные нормы.
    Полет до н.п. Варгаши проходил с осмотром продуктопровода на высоте 50-70 м по радиовысотомеру. Зная, что в районе компрессорной станции Варгаши трассу продуктопровода пересекает ЛЭП с высотой опор 35-40 м, КВС перевел вертолет в набор высоты. На высоте около 100 м вертолет попал в полосу приподнятого тумана, переходящего в слоистую облачность. Не имея достаточного опыта полетов по приборам, командир вертолета проявил растерянность, на пилотирование по приборам не перешел и к набору расчетной безопасной высоты не приступил. Пилотирование вертолета осуществлялось визуально, с периодическим контролем его положения по приборам. При этом основное внимание пилот уделял установке визуального контакта с землей, для чего открыл левый сдвижной блистер. По показаниям бортмеханика, управление вертолетом производилось хаотично, не координировано. Вертолет не был сбалансирован ни по крену, ни по высоте полета, в результате чего в процессе разворота были потеряны скорость и высота.
    После разворота на 180°, на высоте 40-50 м вертолет с поступательной скоростью 40 км/ч вышел из облачности, КВС установил визуальный контакт с земными ориентирами, стабилизировал вертолет в продольном и поперечном положении, но из-за наличия большой вертикальной скорости (до 5 м/с) и незначительной поступательной скорости вертолет продолжал снижаться на деревья высотой до 20-25 м. Для уменьшения вертикальной скорости снижения КВС резко взял «шаг-газ» вверх до упора, но это не предотвратило столкновения вертолета с деревьями, при котором произошло разрушение лопастей несущего и хвостового винтов. В момент столкновения с деревьями поступательная скорость была незначительной, вертикальная скорость снижения была 3 м/с. Вертолет упал на землю в лесу на носовую часть фюзеляжа, без перемещения по земле, и остановился под углом 45° к горизонту, с левым креном 15°. Кабина экипажа разрушилась. КВС при этом погиб. Бортмеханик и оба пассажира невредимы.
    Катастрофа произошла в 09:05 мск в 3 км юго-восточнее н.п Варгаши (36 км восточнее а/п Курган, 55°19’СШ, 65°51’ВД).
    Бортмеханик, пытаясь скрыть свое участие в полете, закопал в снег бортовой журнал и покинул место происшествия, склоняя к этому также и пассажиров.
    Прогноз погоды, составленный инженером-синоптиком АМСГ а/п Курган, не оправдался. Вместо прогнозируемой облачности 5 баллов высотой 200 м фактически была облачность 10 баллов высотой 100 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20559
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1976
Заводской номер ВС 534630026
Наработка ВС (часы) 6533
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371664184 481602188


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Курган
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: КВС, в нарушение п. 5.3.13 НПП ГА-85 в части действий экипажа при внезапном попадании в погодные условия, не обеспечивающие выполнение полета по ПВП, на пилотирование по приборам не перешел и допустил снижение с целью установки визуального контакта с земными ориентирами, что объясняется недостаточным уровнем профессиональной подготовки пилота.
    Прогноз погоды, выданный экипажу, не оправдался по высоте облачности.
    Программа подготовки пилотов (ППЛС-75 г.) в части обучения приборному пилотированию не обеспечила требуемого качества техники пилотирования и не выработала уверенности пилота в своих возможностях при возникновении реальных условий погоды, предусмотренных п. 5.3.13 НПП ГА-85.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является неудовлетворительная подготовка КВС в приборном пилотировании ВС.
    Сопутствующие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту полета;
    - несовершенство программы подготовки летного состава на вертолетах Ми-2 и Ка-26 1976 года, раздел «ввод в строй», упр.1 , зад. 3.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.