Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-154 ЦУМВС в аэропорту Праги
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 февраля 1973 г.
Время:  10:07
Страна:  Чехословакия
Место происшествия:  а/п Прага
Тип ВС:  Ту-154
Регистрация ВС:  CCCP-85023
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 207 летного отряда выполнял пассажирский рейс Москва - Прага. Взлет в а/п Шереметьево произведен в 06:50 по Гринвичу. Полет над территорией СССР проходил на эшелоне 10 000 м. Над территорией ПНР эшелон полета был увеличен до 10 650 м, затем, после пролета Варшавы он последовательно снижался до 9 400 м, до 8 850 м и до 7 200 м. Экипаж прошел государственную границу с ЧССР, в 08:54 доложил пролет ОПРС Фрыдлант на эшелоне 7 200 м и получил разрешение на снижение до 6 700 м. Установив связь со службой движения а/п Рузине, экипаж получил указание снижаться до 2 450 м курсом на ОПРС Роднице. Пролет ОПРС Роднице на заданном эшелоне экипаж доложил в 09:00, после чего получил указание переходить на связь с диспетчером подхода, который дал разрешение на подход и заход на посадку по курсоглиссадной системе на ВПП 25. В 09:06 по запросу экипажа ему был дан коэффициент сцепления на ВПП и разрешение на посадку. Экипаж подтвердил. Это была последняя связь с бортом. До пролета БПРМ Либоц снижение проходило строго по глиссаде. После пролета БПРМ самолет перешел в самопроизвольное снижение ниже глиссады с увеличением вертикальной скорости, со средним углом наклона траектории по отношению к глиссаде 4,62°. Пролетев над 4-х полосным шоссе, проходящим перпендикулярно курсу посадки, самолет в нескольких десятках метров от шоссе в 09:07 (10:07 местного времени) столкнулся с землей с недолетом 467 м до торца ВПП 25. Первое касание земли произошло носовым колесом, затем правой опорой основных шасси. После их разрушения, на удалении 320 м от торца ВПП, последовал удар передней частью фюзеляжа и правой плоскостью. Произошло отделение правой плоскости крыла (найдена на удалении 257 м от торца ВПП) с возгоранием вытекающего из разрушенных баков топлива. Продолжавший движение вперед фюзеляж начал переворачиваться на правый борт. При этом хвостовое оперение и правый двигатель отделились. Фюзеляж в перевернутом положении остановился в 50 м от торца ВПП и в 75 м правее ее оси и был быстро охвачен пожаром. Пожарные расчеты прибыли на место катастрофы в 09:09 и к 09:20 локализовали возгорание, уничтожившее к этому времени значительную часть фюзеляжа, в первую очередь, хвостовую и среднюю. 4 бортпроводника и 62 пассажира погибли (37 граждан СССР, 17 – ЧССР, 5 –Кубы и по одному Польши, Румынии и ГДР). 3 члена экипажа и 15 пассажиров получили тяжелые ранения, остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Фактическая погода на момент происшествия была следующей: видимость 5 км, кратковременные снегопады, ветер 260° 6-8 м/с, температура воздуха 0°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 13 4
Пассажиры 87 62
На земле   0
Всего погибших 66


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-85023
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС сентябрь 1972 г.
Заводской номер ВС 72А023
Наработка ВС (часы) 459
Наработка ВС (циклы) 261
Силовая установка А-8214044 А-8214038 А-8214046


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Шереметьево)
Пункт назначения Прага
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Прага


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: Комиссия пришла к заключению, что такие факторы как:
    1) предполетная подготовка экипажа и самолета;
    2) квалификация и состояние здоровья экипажа;
    3) техническое состояние самолета, полетный вес, центровка и качество топлива;
    4) метеорологические условия;
    5) техническое состояние радионавигационных средств аэропорта и работа службы движения;
    6) внешнее воздействие на самолет или экипаж;
    – могут быть полностью отвергнуты.
    Атмосферная турбулентность на заключительном этапе захода на посадку могла оказать влияние на исход полета.
Выявленные при расследовании недостатки     В процессе расследования выявлены также серьезные недостатки в организации подготовки к данному полету, а именно:
    - командир летного отряда и исполняющий обязанности командира АЭ в нарушение требования приказа МГА №275-70 г. накануне полета произвели необоснованную замену двух членов экипажа (штурмана и бортинженера);
    - в нарушение п. 4.1.12 НПП ГА-71 в задание на данный полет были включены два проверяющих и один стажер.
    Включение большого количества проверяющих усложнило работу экипажа в целом и привело к нарушению технологии работы экипажа при заходе на посадку.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась ошибка, допущенная командиром корабля, выразившаяся в перекладке на малой высоте стабилизатора из посадочного положения в полетное.
    Конструкция переключателя управления стабилизатором не исключает возможности такой ошибки.
    Ошибочным действиям по управлению стабилизатором способствовал дефицит времени, возникший в результате допущенных командиром корабля отступлений от требований Руководства по летной эксплуатации в части своевременного обеспечения посадочной конфигурации самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.