Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Архангельского УГА на о. Колгуев
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 января 1989 г.
Время:  14:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, Заполярный р-н, близ Бугрино, о. Колгуев
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-25922
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
 


Описание
    Экипаж 6 летного отряда Нарьян-Марского ОАО выполнял транспортно-связной полет по заявке Арктической экспедиции по маршруту Песчанка - буровая «Бугринская» - Песчанка. Взлет произведен в 12:33 мск. Экипаж прибыл на посадочную площадку буровой, расположенную в 5 км от н.п. Бугрино с азимутом 252° (68° 46’ СШ, 49°12’ ВД), и приступил к работам с внешней подвеской. После окончания работ, взяв на борт стропальщика, экипаж производил в сумерках перемещение на посадочную площадку буровой «Бугринская».
    Прогноз и фактическая погода в районе работы соответствовала минимуму КВС. 18 января по району до 13 часов наблюдался слабый снег при температуре -16°С. Ветром 4 м/с свежевыпавший снег сметался и скапливался в складках местности.
    Перемещение вертолета на посадочную площадку, расположенную в 220 м от места работы, выполнялось на малой высоте (около 19 м) со скоростью около 15 км/ч. При пересечении оврага шириной до 90 м и глубиной до 5 м на удалении около 30 м от площадки произошел подъем воздушным потоком от несущего винта скопившегося свежевыпавшего снега с малой плотностью, в результате чего экипаж потерял визуальный контакт с земными ориентирами. В условиях образования снежного вихря экипаж действовал неправильно. Вместо выхода из этого опасного положения увеличением общего шага несущего винта как рекомендует РЛЭ Ми-8 и п.7.7.15 НПП ГА-85, экипаж отклонением ручки циклического шага вывел вертолет на углы тангажа более 50°. Запоздалая реакция на возрастание тангажа не позволила предотвратить кабрирование вертолета (как показали результаты математического моделирования динамики полета вертолета на углах 50° и более, вывести вертолет в горизонтальный полет не представляется возможным). В таком положении, за счет тяги несущего винта, вертолет стал перемещаться назад. При достижении угла тангажа около 57°, с поступательной скоростью 13 м/с (назад) и вертикальной скоростью снижения 4,4 м/с вертолет коснулся снежного покрова хвостовым винтом в 48 м от посадочной площадки. Это привело к разрушению концевой и хвостовой балок, опрокидыванию на нос и левый борт с разрушением несущей системы и конструкции вертолета. Силовая установка выключилась при разрушении несущей системы. Вертолет остановился во впадине с глубоким снегом на левом борту, в 75 м от посадочной площадки, с продольной осью фюзеляжа, ориентированной с МК=285°. Пилотская кабина разрушилась, центральная часть фюзеляжа повреждена. Разброс основной массы обломков - в радиусе 50 м, отдельные элементы конструкции вертолета находятся на расстоянии до 195 м.
    Экипаж получил тяжелые травмы. Второй пилот скончался на борту вертолета в 17:15, при доставке в больницу (катастрофа произошла в 14:35 мск).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25922
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.06.1975
Заводской номер ВС 5557
Наработка ВС (часы) 12784
Наработка ВС (циклы) 25369
Силовая установка С92211079 С95411030


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при попадании в снежный вихрь экипаж проявил растерянность в силу своей неподготовленности к действиям в указанных условиях, не выполнил рекомендации РЛЭ (п.4.9.3.4). КВС, не имея достаточных навыков пилотирования вертолета по приборам, не сумел обеспечить контроль за пространственным положением вертолета, энергичное кабрирование, вызванное собственными действиями, воспринял как отказ продольного управления.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа вертолета явилась сочетанием следующих факторов:
    - попадание вертолета в условия снежного вихря при полете на малой высоте;
    - невыполнение экипажем рекомендаций РЛЭ Ми-8 и НПП ГА-85 по уходу из зоны снежного вихря из-за его неудовлетворительной подготовки к действиям в указанной ситуации .
    Авиационному происшествию способствовали:
    - отсутствие в МГА СССР соответствующих программы и методики тренировки летного состава по пилотированию по приборам при внезапной потере визуального контакта с земными ориентирами;
    - отсутствие на вертолетах необходимых устройств (систем) стабилизации ВС на режимах висения и полета на малых высотах.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.