Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Взрыв на борту и катастрофа Ту-104А Восточно-Сибирского УГА в районе Читы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 мая 1973 г.
Время:  09:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, 97 км западнее а/п Чита
Тип ВС:  Ту-104А
Регистрация ВС:  СССР-42379
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Рейс:  109
 


Описание
    Самолет 201 летного отряда, выполнявший рейс №109 Москва – Чита, произвел взлет в а/п Домодедово в 18:12 17 мая и после посадок в Челябинске и Новосибирске прибыл в а/п Иркутск, где произошла смена экипажа. Новый экипаж произвел взлет в 03:02 мск 18 мая с МК=296° и в 03:15 доложил занятие эшелона 9 000 м. На борту находились 68 взрослых пассажиров и 4 ребенка. В 03:20 экипаж установил связь с диспетчером РДП а/п Чита, который после доклада экипажа о выходе в расчетную точку снижения разрешил в 03:32 снижение до 3 900 м. В 03:36 после трех коротких включений бортового радиопередатчика экипаж вызвал диспетчера РДП. Диспетчер ответил, одновременно сообщив место (135 км, на трассе). В ответ КВС сообщил: «С кабины поступило требование изменить курс, подчиниться указанию, то есть сигнал об опасности включил бортмеханик и сказал «сейчас пройдут в кабину и словом скажут, куда лететь». Диспетчер подтвердил получение сообщения. В 03:36:30 экипаж передал, что пока прекратил снижение и занял эшелон 6 500 м. Через 45 секунд диспетчер запросил экипаж о высоте полета. Экипаж ответил: «Следую на 6 600 метров, на 6 600 без снижения». В 03:38 с борта поступил сигнал опасности (кодовая передача). После девятого тире этой передачи сигнал опасности прервался. Через 20 секунд диспетчер передал экипажу место самолета – удаление 100 км, азимут 270° и запросил высоту. Сразу после этого диспетчер обнаружил исчезновение движущейся отметки на индикаторе радиолокатора. На дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.
    В 04:55 экипаж вертолета Ми-8 обнаружил остатки самолета в тайге. Самолет обнаружен строго по трассе в 97 км западнее а/п Чита разбросанным по направлению полета на участке протяженностью 10 км. Разрушенная кабина пилотов находилась севернее высоты 1 377 м (г. Хундунай) в районе речки Арша. В 1 200 м западнее нее с азимутом 286° через реку Арша находилась нижняя часть фюзеляжа с двигателями. В 1 800 м к северо-западу от нижней части фюзеляжа находилась хвостовая часть фюзеляжа с оперением. В 4 500 м юго-восточнее кабины пилотов были найдены шасси и обе плоскости.
    Погода в районе происшествия за 03:30 была: облачность 7 баллов верхняя, средняя 4 балла, слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость более 10 км, ветер у земли 0-3 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 72 72
На земле   0
Всего погибших 81


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42379
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1958
Заводской номер ВС 8350403
Наработка ВС (часы) 19329
Наработка ВС (циклы) 8841
Силовая установка А5022007 А5210230


Сведения о рейсе

Номер рейса 109
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Чита
Начальный пункт маршрута Москва (Домодедово)
Конечный пункт маршрута Чита


Подробные сведения

Описание последствий АП     Пять очевидцев слышали звук взрыва в воздухе в период с 09:35 по 09:45 (местного времени), видели падающие части самолета и падающих людей в воздухе. На экране радиолокатора на месте отметки самолета образовалось характерное для взрыва «облако», как при поражении воздушных мишеней на полигоне.
    Комиссия установила, что в воздухе самолет разрушился, разделившись на следующие части: крыло (центроплан с подкессонной частью фюзеляжа) и СЧК с ОЧК, носовую часть фюзеляжа до 15 шпангоута, хвостовую часть от 65 шпангоута, нижнюю часть фюзеляжа от 32 до 47 шпангоута с двигателями и мотогондолами, и среднюю часть фюзеляжа от 15 до 65 шпангоута, которая была разрушена на большое количество кусков с максимальным размером 3,5х2м. Разрушение фюзеляжа произошло в результате резкого местного повышения давления в герметичной кабине фюзеляжа, значительно превышающего расчетные величины, приведшие к разрушению силовых элементов фюзеляжа в зоне очага повышенного давления с последующим разрушением герметичного фюзеляжа от резкой декомпрессии. Взрыв безоболочного бризантного взрывчатого вещества (тротила) весом 5,5-6 кг произошел в районе правого аварийного люка первого салона (в районе 23-24 шпангоутов).
    По данным судебно-медицинской экспертизы смерть одного пассажира произошла от пулевого ранения и воздействия взрывного устройства. Этот пассажир, 1941 г.р., сел на борт самолета в Иркутске. У него было обнаружено пулевое ранение спины в области 8-го межреберья слева. Предположительно, смерть наступила от огнестрельного ранения в сердце. Почти сразу же произошел подрыв взрывного устройства, прижатого руками к груди. Выстрел был сделан из табельного пистолета сопровождающего милиционера.
    От первого вызова диспетчера до окончания кодовой передачи сигнала опасности прошло 2 мин. 25 сек.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вывод: разрушение самолета произошло в полете на высоте около 6 500 м в результате взрыва в герметичной части фюзеляжа, приведшее к разрушению силовых элементов конструкции в зоне очага повышенного давления с последующим разрушением герметичной части фюзеляжа от резкой декомпрессии.
    Заключение: причиной катастрофы с самолетом, в результате которой он разрушился в воздухе, а пассажиры и экипаж погибли, является подрыв взрывного устройства преступником, который пытался принудить экипаж изменить курс самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.