Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Дальневосточного УГА близ Романовки, Приморский край
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 мая 1984 г.
Время:  09:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Приморский край, Шкотовский район, село Романовка
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19513
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
 


Описание
    Пилот 334 летного отряда и авиатехник выполняли АХР в военном совхозе «Романовский» Шкотовского р-на Приморского края. В 09:10 местного времени КВС и авиатехник прибыли на площадку временного базирования вертолета в н.п. Романовка с целью его принятия от военизированной охраны и перелета к месту работы по внесению минеральных удобрений.
    Фактическая погода была: у земли тихо, облачность 8 баллов слоисто-кучевая 400-600 м, видимость более 10 км.
    После осмотра и подготовки вертолета пилот приступил к запуску двигателей и раскрутке несущих винтов. Приступив к взлету, он произвел вертикальный отрыв вертолета. После зависания на высоте 2-3 м КВС для перемещения вертолета назад взял ручку циклического шага на себя. Режим работы двигателей и несущих винтов в этот момент составлял: Рк=830…850 мм рт.ст., обороты 96%. Вертолет с опущенным хвостовым оперением (угол тангажа на набор 10…15°) начал перемещение назад с набором высоты до 10…12 м и разгоном скорости до 10 км/ч. Вертолет с места стоянки переместился назад на 50…60 м. На данном этапе полет выполнялся в соответствии с РЛЭ. Приняв решение на остановку вертолета от перемещения назад с целью зависания и последующего разворота влево для подлета к загрузочной площадке, пилот отдал ручку циклического шага вперед и дал левую ногу. Вертолет на дачу пилотом левой ноги не среагировал, перешел на отрицательный угол тангажа и начал снижаться. Взятие ручки циклического шага на себя полностью и ручки «шаг-газ» вверх не оказали эффективного влияния на вывод вертолета из создавшегося положения. Вертолет со снижением и незначительным (10…15°) правым креном, двигаясь вперед с правым разворотом, столкнулся с землей, полностью разрушился и сгорел. КВС и находившийся на правом сиденье авиатехник в момент удара о землю были выброшены из пилотской кабины. Пилот получил незначительные травмы и ожоги. Авиатехник от полученных ожогов скончался в больнице через 21 час после события. Катастрофа произошла в 09:35 местного времени в 2,5 км северо-западнее н.п. Романовка.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19513
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 16.08.1974
Заводской номер ВС 7404504
Наработка ВС (часы) 3229
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЕ 743060 КЕ 533112


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Создавшаяся катастрофическая ситуация сложилась в результате возникновения пикирования при остановке вертолета при движении назад. Возникновение резкого пикирующего момента на вертолетах Ка-26 возможно при действии суммарного набегающего потока на стабилизатор от движения вертолета назад и порыва ветра до 3…5 м/с в момент отдачи ручки циклического шага от себя для останова вертолета от перемещения назад. В этом случае на вертолете с центровкой, близкой к предельно передней, балансировочное положение ручки циклического шага близко к заднему упору. При достижении скорости перемещения назад более 5 м/с относительно воздушного потока момент вертолета на пикирование достигает величины, которая не может быть уравновешена моментом от несущих винтов при взятии ручки циклического шага на себя полностью, что приводит к энергичному опусканию носа и последующей потере высоты. Взятие ручки «шаг-газ» вверх до упора также увеличивает пикирующий момент и вертикальную скорость снижения. Момент планера в варианте опрыскивателя с аэропылом создает наибольшую величину пикирования по сравнению с другими вариантами оборудования вертолетов.
    Из-за отсутствия рекомендаций в РЛЭ по особенностям поведения вертолета при его движении назад в воздушном потоке на скоростях 3 м/с с центровкой, близкой к предельно передней, в условиях выполнения полета на малой высоте и дефицита времени, пилот был не в состоянии оценить поведение вертолета и принять правильное решение для выхода из создавшегося положения.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился непреднамеренный вывод вертолета за пределы ограничений по ветру сзади (более 5 м/с), что привело к временной потере продольной управляемости при движении вертолета назад в положении «хвостом вперед». Усиление воздушного потока более 5 м/с произошло за счет сложения скорости перемещения вертолета назад (2,5…3 м/с) и появления встречного ветра силой до 3…5 м/с на высоте перемещения 10…12 м.
    На исход полета оказала влияние передняя центровка вертолета, близкая к предельно-допустимой.
    Действия пилота по выводу вертолета из пикирования оказались неэффективны из-за отсутствия рекомендаций в РЛЭ по выходу из создавшегося положения и малой высоты зависания.
    В ходе расследования вскрыты недостатки в организации летной работы, обеспечении полетов, слабые знания частью летного состава физической сущности практической аэродинамики вертолета Ка-26.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.