Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение двух Ми-8Т Омского ЛТК ГА на а/д Калачинск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  17 сентября 2012 г.
Время:  15:04
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Калачинск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22719/RA-22850
Авиакомпания:  Омский летно-технический колледж гражданской авиации
 


Описание
    17 сентября 2012г., на посадочной площадке «Калачинск», в соответствии с «Планом учебной летной подготовки курсантов-пилотов», утвержденным директором ОЛТК ГА, было организовано производство учебных полетов с курсантами 3-го курса на 4-х вертолетах Ми-8Т, в том числе на вертолетах Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850.
    Обязательные процедуры предполетной подготовки перед выполнением учебных полетов экипажи вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 прошли в соответствии с требованиями нормативных документов. Подготовка и допуск экипажей в целом соответствовали целям и задачам выполняемых заданий. Замечаний при приеме воздушных судов экипажами заявлено не было.
    В 05:45 (здесь и далее указано время UTC) командиром АЭ были проведены предполетные указания личному составу АЭ, после чего, в 06:05, летный состав прибыл на вертолеты.
    В 06:30 началось производство учебных полетов на ПП «Калачинск».
    В 07:58:51, с разрешения диспетчера, экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850 произвел взлет с площадки №4 для выполнения полета по кругу на высоте 400м с расчетом захода на посадку на РСНВ. На борту вертолета находилось 3 члена экипажа.
    В 07:59:36, с разрешения диспетчера, экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 произвел взлет с площадки №6 для выполнения полета по кругу на высоте 200м и отработки элементов посадки по-вертолетному. На борту вертолета находилось 3 члена экипажа.
    При выполнении полета по кругу вертолет Ми-8Т RA-22719 следовал за вертолетом Ми-8Т RA-22850, при этом весь экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 визуально наблюдал вертолет Ми-8Т RA-22850 до 4-го разворота.
    Анализом результатов расшифровки бортовых регистраторов СДК-8 и МС-61 обоих вертолетов, а также наземного диспетчерского магнитофона, установлено, что взлёт вертолетов, набор высоты, полёт по кругу, снижение и заход на посадку проходили в штатном режиме, без отклонений в работе систем ВС. Разовых команд и отклонений параметров работы двигателей, указывающих на отказы авиационной техники в полете, на обоих вертолетах, не выявлено.
    В 08:01:56 второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22850 доложил: «850 на третьем 400 расчет на РСНВ». В докладе не был указан номер площадки для посадки.
    В 08:02:01 диспетчер выдал в эфир условия: «850 ветер у земли 220 градусов, три», не указав номер площадки для посадки. КВС вертолета Ми-8Т RA-22850, активно пилотируя вертолет, рассчитывал выполнить посадку на площадку №8. Выполняя полет по прямой от 3-го до 4-го разворота на высоте 400м, в соответствии с заданием, КВС снизил приборную скорость вертолета до 115 км/ч, а после вывода из 4-го разворота до 90км/ч.
    На вертолете Ми-8Т RA-22719 активное пилотирование осуществлял 2П (курсант), который также рассчитывал выполнение посадки на площадку №8, однако экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 о своих намерениях выполнить посадку на площадку №8 диспетчеру не докладывал.
    В 08:02:50 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719, доложил: «719 на третьем» и начал выполнение 3-го разворота на приборной скорости 145км/ч и высоте 200м.
    В 08:03:32 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719 доложил по СПУ: «Занимаем сто пятьдесят, скорость сто двадцать», после чего приступил к снижению до 150м, при этом приборную скорость погасил только до 130км/ч и выдерживал её в течение всего 4-го разворота.
    После выполнения 3-го разворота весь экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 (по объяснению членов экипажа) наблюдал вертолет Ми-8Т RA-22850 впереди, выше и правее по полету, а при выполнении 4-го разворота потерял его из вида.
    Диспетчер, не имея информации от экипажей о выбранных площадках для посадки, положение вертолетов на предпосадочной прямой не контролировал.
    В период с 08:04:13 до 08:04:31, при скоротечном ведении радиообмена на предпосадочной прямой, оба экипажа запросили посадку на площадку №8, сначала 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22850, получив разрешение диспетчера на выполнение посадки без указания номера площадки, затем посадку на площадку №8 запросил 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719.
    Выдавая экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 разрешение на посадку, диспетчер перепутал его позывной и произнес в эфир: «850 посадку разрешаю». Фактически экипажу вертолета Ми-8Т RA-22850 дважды было дано разрешение на посадку, а экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 диспетчер разрешение на посадку не выдавал, однако КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 запрос на посадку не повторил.
    КВС идущего впереди вертолета Ми-8Т RA-22850 сразу после разрешения посадки диспетчером, нажал кнопку СПУ и, приступив к пояснению своих действий 2П (курсанту), запрос экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 на посадку не слышал.
    КВС, 2П и бортмеханик вертолета Ми-8Т RA-22719 могли слышать запрос по радио 2П (курсанта) вертолета Ми-8Т RA-22850 на посадку, но никто из членов экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 не определил, что вертолет Ми-8Т RA-22850 выполняет посадку на площадку № 8.
    При выполнении посадки на площадку №8, в момент зависания на высоте 7-10м, вертолет Ми-8Т RA-22719 столкнулся несущим винтом с правой основной стойкой шасси вертолета Ми-8Т RA-22850, экипаж которого, не наблюдая вертолет Ми-8Т RA- 22719, также выполнял посадку на площадку №8. В результате столкновения произошло разрушение несущего винта и хвостовой балки вертолёта Ми-8Т RA-22719 с дальнейшим его левым вращением, столкновением с землей, опрокидыванием на правый борт со смещением к правой стороне площадки. После остановки ВС экипаж выключил двигатели и покинул вертолет, лежащий на правом боку, через люк выхода к двигателям.
    Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850, почувствовав удар и нехарактерное поведение вертолета, произвел посадку под собой по центру площадки с разворотом вертолета вправо на 135° и выключил двигатели. После приземления, из-за повреждения правой основной стойки шасси, крен вертолета составил 10°.
    Три члена экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 получили ушибы.
    Фактическая погода а/д Калачинск: ветер у земли 230°, 3 м/с, видимость 5000 м, облачность 2 октанта высотой 900 м, температура 16,7°С, давление 747,6 мм рт.ст.
    В результате столкновения воздушных судов на вертолете Ми-8Т RA-22719 разрушен несущий винт, хвостовая балка с рулевым винтом, повреждена правая основная стойка шасси, деформирован фюзеляж.
    На вертолете Ми-8Т RA-22850 повреждена правая основная стойка шасси и три лопасти несущего винта. По характеру повреждений авиационное событие, произошедшее с вертолетом Ми-8Т RA-22850, квалифицируется как серьезный авиационный инцидент.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-22719.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22719/RA-22850
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.02.1983/03.02.1984
Заводской номер ВС 98308500 / 98315222
Наработка ВС (часы) 9595
Наработка ВС (циклы) 32599
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Омский летно-технический колледж гражданской авиации
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Калачинск
Пункт назначения Калачинск
Начальный пункт маршрута Калачинск
Конечный пункт маршрута Калачинск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия стали недостатки в организации учебных полетов в ОЛТК ГА, своевременно не выявленные контролирующими органами, что при неудовлетворительном ведении осмотрительности и радиоосмотрительности экипажем вертолета Ми-8Т RA-22719 и невыполнении диспетчером КДП на ПП «Калачинск» технологии работы привело к столкновению вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 в воздухе на этапе выполнения посадки.
    Факторами, способствовавшими авиационному происшествию, явились:
    • Несовершенство организации учебных полетов в ОЛТК ГА в части:
    а) отсутствия схем выполнения полетов и разъяснений порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по ПВП, что создает условия для сближения вертолетов после 4-го разворота;
    б) отсутствия установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером, предусматривающей доклад на 3-ем развороте о номере выбранной площадки для посадки и доклад о выполнении 4-ого разворота;
    в) отсутствия методических рекомендаций инструкторскому и диспетчерскому составу по выполнению полета по кругу с заходом на посадку на РСНВ и определения номеров площадок для выполнения посадок на РСНВ;
    г) отсутствия планирования использования площадок для посадок вертолетов перед началом летной смены.
    • Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований подпункта 8 пункта 1.1 Раздела I КУЛП(к) в части запрещения обгона вертолета при полете по кругу.
    • Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований РПП ОЛТК ГА и КУЛП(к) по ведению осмотрительности, непрерывному прослушиванию радиообмена и выдерживанию безопасного расстояния до идущего впереди вертолета.
    • Превышение допустимого уровня шума на рабочем месте диспетчера из-за несоответствия помещения КДП требованиям Санитарных правил, что, при нахождении на ближайшей к КДП площадке №4 работающего на висении вертолета Ми-8Т RA-22852, могло повлиять на уменьшение чувствительности слуха или повышение порога слуха диспетчера.
    • Ошибка диспетчера в определении на слух номера площадки, на которую запросил разрешение для посадки экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719.
    • Ошибка диспетчера в названии позывного при разрешении посадки экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 (был повторно назван позывной вертолета Ми-8Т RA-22850).
    • Невнимательность КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 при прослушивании внешнего радиообмена, приведшая к невыполнению повторного запроса на разрешение посадки и выполнению посадки на площадку № 8 фактически без разрешения диспетчера.
    • Невыполнение диспетчером КДП пункта 5.10 Технологии работы диспетчера КДП вертодрома «Калачинск» ОЛТК ГА в части наблюдения за воздушным судном до посадки.
    • Невыполнение диспетчером КДП пункта 3.1.10. ФАП ОрВД в части определения местоположения ВС относительно друг друга и предотвращения столкновений ВС в воздухе.
    • Конструктивные особенности вертолета Ми-8Т, не позволившие КВС вертолета Ми-8Т RA-22850, при нажатой кнопке СПУ-7, прослушать запрос разрешения на посадку экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 на площадку №8, проанализировать ситуацию и принять грамотное решение об уходе на второй круг.
    • Отсутствие дополнительных наблюдающих из числа курсантов, назначение которых предусматривалось КУЛП(к) в редакции 2008 года. Своевременный доклад диспетчеру от наблюдающего в секторе предпосадочного снижения о сближении вертолетов мог предотвратить авиационное происшествие.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Фото: МАК


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.