Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-32Т Нефтеюганского ОАО в Турции
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 августа 2012 г.
Время:  16:00
Страна:  Турция
Место происшествия:  близ Фетхие
Тип ВС:  Ка-32Т
Регистрация ВС:  RA-31596
Авиакомпания:  Нефтеюганский объединенный авиаотряд
 


Описание
    Экипаж в составе трех граждан РФ и двух граждан Турции выполнял авиационные работы по тушению лесного пожара в горной местности на юго-западном побережье Турции. После девятого забора воды, при подходе к очагу пожара вертолет столкнулся со склоном горы с уклоном около 30°, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
    Согласно расшифровке параметров работы вертолета, в полете (время 11:27:24) на высоте 75 м и скорости 30 км/ч при увеличении режима работы двигателей до 99% по Птк и 90% по Пнв произошло уменьшение частоты вращения ротора ТК левого двигателя с 99% до 46% (в течении 5 секунд), сопровождающееся уменьшением частоты вращения НВ. Частота вращения ротора ТК правого двигателя при этом первоначально увеличилась до 101%, затем плавно снизилась до 99,9%. Частота вращения НВ снизилась с 90% до 70% при увеличении общего шага НВ с 13,5% до 18,5%. Затем наблюдается перелом кривой выбега ротора ТК левого двигателя со снижением Птк до 25% за 2 секунды. На конечном участке темп выбега ротора турбокомпрессора не превышал 1,7% в секунду. Через одну секунду от начала уменьшения Птк сработала сигнализация об опасной вибрации левого двигателя.
    В 11:27:30 (примерно через 5 секунд после начала снижения Птк левого двигателя) наблюдается резкое снижение частоты вращения ротора ТК правого двигателя с 99,9% до 2% за 3 секунды и увеличение темпа снижения частоты вращения несущих винтов с 3,5% до 30% в секунду. В это же время наблюдается резкое изменение углов крена, тангажа, курса и вертикальной перегрузки, что может свидетельствовать о столкновении вертолета с землей.
    Левый двигатель №7087893100081Р2 после последнего ремонта был установлен на вертолет Ка-32 RA-31596. наработал 1015 часов на территории РФ с использованием топлива ТС-1. С 15.06.2009 г. вертолет эксплуатировался в Турции с использованием топлива Jet A-1 и наработал 358 часов. Согласно сертификату качества топлива Jet A-1 c содержание в нем общей серы до 0,006%, меркаптановой серы - до 0,0003% Спектральным анализом отложений мелкодисперсной пыли, собранной из воздушных полостей роторов компрессора и турбины, выявлено наличие серы в количестве до 0,5%. В отложениях продуктов коксования топлива на форсунках топливного коллектора выявлена сера в количестве до 31%.
    В составе отложений мелкодисперсной пыли в роторе ТК правого двигателя №7087893100108Р3 вертолета Ка-32Т № RA-31596 установлено, что пыль в своем составе содержит до 0,3% серы, до 42,4% кальция, до 21.7% кремния. В составе налета, снятого с поверхности рабочих лопаток I ступени турбины присутствует до 1% серы, до 43% кремния и до 21% кальция. Двигатель после ремонта эксплуатировался в условиях Турции и наработал 64 часа.
    Пыль и песок при попадании в двигатель вызывают эрозионный (абразивный) износ деталей проточной части, в том числе защитного покрытия на входных кромках и корыте лопаток турбины. Наличие серы в песке или топливе способствует ускорению высокотемпературной коррозии деталей горячей части двигателя.
    При исследовании левого двигателя выявлено
    - разрушение рабочих лопаток I ступени турбины компрессора с отделением участка пера с верхней бандажной полкой и отломом части лопаток по ножке хвостовика;
    - в электроколлекторе с термопарами Т-102 (14 штук) выявлено выгорание и окисление хвостовиков (концевой части с камерой торможения) на четырех термопарах, расположенных в нижней левой зоне проточной части, окисление, деформация и искажение формы хвостовиков на двух термопарах, расположенных в нижней правой зоне проточной части, окисление и увеличение входных отверстий диаметром 3 мм на двух термопарах;
    - коррозионное повреждение лопаток соплового аппарата I ступени ТК, с разъеданием входных кромок и корыта пера лопаток, наиболее значительно в зонах расположения поврежденных термопар;
    - отрывы верхней части пера с бандажной полкой рабочих лопаток II, III и IV ступеней турбины с грубыми повреждениями деталей проточной части, включая сопловые аппараты и обоймы с сотовым уплотнением.
    На лопатках I ступени левого двигателя выявлено коррозионно-эррозионные повреждения, в окислах на лопатках и поврежденных термопарах содержится значительное количество серы, что характерно для сульфидной коррозии.
    Высокотемпературное окисление и выгорание материала части наиболее теплонапряженных термопар Т-102 и сопловых лопаток турбины связано с окружной неравномерностью температурного поля на выходе из камеры сгорания, максимальное значение которого превышало 1110°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-31596
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.06.1992
Заводской номер ВС 8803
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 7087893100081 7087893100108


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Нефтеюганский объединенный авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Фетхие
Пункт назначения Фетхие
Начальный пункт маршрута Фетхие
Конечный пункт маршрута Фетхие


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    - Самопроизвольное снижение частоты вращения ротора турбокомпрессора связано с разрушением наиболее теплонапряженных рабочих лопаток I ступени турбины компрессора с последующим повреждением и разрушением лопаток остальных ступеней турбины;
    - Статическое разрушение рабочих лопаток (7841.9001-02) турбины, а также повреждение термопар Т-102 и лопаток соплового аппарата I ступени произошло в результате их высокотемпературного окисления и поражения сернистой коррозией в условиях длительного действия высоких температур газа. Признаков перегрева материала (нагрева лопаток до температуры выше 1050°С) на сохранившихся фрагментах лопаток турбины не выявлено;
    - Коррозионное окисление (выгорание) половины наиболее теплонапряженных термопар Т-102 могло привести к заметному снижению измеряемой (осредненной) величины температуры газов, по сравнению с действующей. При достижении предельной (измеряемой) температуры газов (990°С) температура газов, действующая на лопатки турбины, могла достигать более высоких значений и ускорить их высокотемпературное окисление;
    - Наличие серы в окисленном слое рабочих лопаток турбины, в продуктах коксования топлива и в составе мелкодисперсной пыли, может указывать на попадание серы в двигатель при сгорании сернистого топлива или из окружающей среды вместе с воздухом и почвенной пылью. Учитывая возможное содержание серы в топливе и почве, а также соотношение расходов топлива и воздуха через двигатель, влияние почвенной пыли на коррозионное повреждение деталей горячей части двигателя может быть существенным.
    - Резкое снижение частоты вращения турбокомпрессора правого двигателя, несущего винта, изменение курса, углов крена, тангажа и вертикальной перегрузки свидетельствуют о столкновении вертолета с землей (склоном горы); - Коррозионное повреждение и, как следствие, разрушение деталей горячей части двигателя связано с условиями эксплуатации вертолета Ка-32Т № RA-31596.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета явился отказ левого двигателя по причине разрушения рабочих лопаток первой ступени турбины компрессора с последующим повреждением и разрушением лопаток остальных ступеней турбины вследствие сульфидной коррозии и высокотемпературного окисления из-за превышения допустимых рабочих температур газов. Малая высота полета и скоротечное развитие аварийной ситуации не позволило экипажу предотвратить ее переход в катастрофическую.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.