Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т аэроклуба "Авиасервис" близ а/д Лахта
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 сентября 2012 г.
Время:  16:05
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, Приморский район, близ а/д Лахта, пос. Катунино
Тип ВС:  Як-18Т
Регистрация ВС:  RA-44422
Авиакомпания:  Аэроклуб "Авиасервис"
 


Описание
    В день происшествия пилот выполнял заказные ознакомительные полеты в районе аэродрома с пассажирами на борту. Выполнив два полета на данном ВС и один полет на другом ВС, пилот в 11:38 произвел взлет для четвертого полета с тремя пассажирами на борту. В 12:05 после прохода над ВПП на низкой высоте с убранными шасси пилот приступил к набору высоты, во время которого стал развиваться левый крен с последующим переходом в штопорное положение. Самолет потерпел катастрофу в лесу в 190 м от выходного торца ВПП 26, полностью разрушился и сгорел. Угол наклона траектории при столкновении самолета с деревьями составлял около 70°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-44422.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-44422
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.09.1978
Заводской номер ВС 22202023918
Наработка ВС (часы) 1973
Наработка ВС (циклы) 8752
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Демонстрационный
Авиакомпания Аэроклуб "Авиасервис"
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Лахта (Катунино)
Пункт назначения Лахта (Катунино)
Начальный пункт маршрута Лахта (Катунино)
Конечный пункт маршрута Лахта (Катунино)


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссией установлено, что на заключительном этапе полета, получив разрешение на пролет над ИВПП с МК=258°, пилот произвел его на высоте около 6 м, после чего приступил к выполнению фигуры акробатического полета «горка». При этом он нарушил требования РЛЭ, предусматривающие для выполнения данной фигуры:
    а) полетная масса не более 1 550 кг (фактическая по расчетам – 1 675 кг);
    б) допустимая задняя центровка 22% САХ (фактическая – 25,1% САХ);
    в) четыре человека на борту вместо двух.
    В 12:04:50 самолет интенсивно набирал высоту.
    В 12:04:52 КВС уменьшил угол набора с одновременным отклонением руля направления влево и элеронов на ввод в левый крен на высоте примерно 60-70 метров.
    В 12:04:54 КВС увеличил левый крен при положительном тангаже с увеличением отклонения руля направления влево.
    В 12:04:58 КВС создал угол крена порядка 60°, уменьшил тангаж, поставил руль направления и элероны в положение близкое к нейтральному.
    В 12:04:58 КВС отклонил руль направления влево полностью и руль высоты на кабрирование (штурвал на себя) значительно за нейтральное положение при этом элероны находились в положении близком к нейтральному.
    В 12:05:00 самолёт находился в левом «штопоре» и пикировал с углом тангажа близким к 80°. КВС в этом положении полностью отклонил руль высоты на кабрирование (штурвал на себя) и элероны на создание правого крена (попытка остановить левое вращение самолёта в штопоре отклонением элеронов вправо), чем усугубил своё положение.
    В сложившейся ситуации КВС допустил ошибку в технике пилотирования при непроизвольном срыве самолёта в штопор. Отсутствие запаса высоты привело к столкновению самолёта с земной поверхностью.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы самолёта Як-18Т RA-44422 явился непроизвольный срыв самолёта в штопор из-за ошибок КВС в технике пилотирования при выполнении элемента акробатического полёта («горка») и последующего левого разворота на малой скорости.
    Сопутствующими факторами АП явились:
    - превышение максимальной полетной массы для выполнения элемента «горка»;
    - запредельно задняя центровка самолёта для выполнения элемента «горка»;
    - выполнение фигуры пилотажа «горка» на предельно малой высоте, исключающей возможность вывода самолёта из штопора.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.