Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа самолета Сессна 421 а/к Интертрансавиа в пос. Аннино Лениградской обалсти
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 августа 2012 г.
Время:  15:17
Страна:  Россия
Место происшествия:  Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Аннино
Тип ВС:  Cessna 421 Golden Eagle
Регистрация ВС:  RA-0879G
Авиакомпания:  Интертрансавиа
 


Описание
    Экипаж производил облет самолета после длительной (с 2008 г.) стоянки. После взлета с МК=254° в 14:58 экипаж выполнил два полета по кругу с проходами над ВПП. При выполнении третьего полета по кругу экипаж запросил разрешение на посадку и, получив разрешение, произвел ее. После касания и пробежки самолета по ВПП, экипаж, не проинформировав диспетчера КДП, начал взлет с «конвейера». По показаниям очевидцев, при этом, при увеличении режима работы двигателей были слышны громкие хлопки. После отрыва самолета в конце ВПП темп набора высоты был значительно медленнее обычного. При этом у самолета начал развиваться правый крен с уклонением вправо от курса взлета (при установленном левом круге полетов). Набрав высоту 10-15 м, самолет перешел в снижение с интенсивно увеличивающимся правым креном и в 15:17 с правым креном более 70°, наклоном траектории полета на пикирование 20-30° и с МК=10° столкнулся с землей на окраине пос. Аннино примерно в 1 км от торца ВПП и в 800 м правее ее оси. При ударе о землю правым крылом и двигателем крыло разрушилось, а двигатель отделился. Самолет пересек грунтовую дорогу и ударился о край канавы носовой частью. При этом пилотская кабина разрушилась. Самолет, перекатившись через левое крыло, стал на хвостовую часть, после чего отделился от земли и перелетел через 2-х метровый забор детского сада, не задев его. Упав на разрушенную пилотскую кабину в 4 м за забором на территории закрытого на лето детского сада, самолет остановился в почти вертикальном положении среди деревьев в 38 м от здания детского сада и в 69 м от жилого пятиэтажного дома. Возникло возгорание на левой плоскости крыла и левом двигателе, которое было ликвидировано прибывшими работниками аэродрома с помощью огнетушителей. Разброс обломков составил 50х15 м.
    Фактическая погода в районе аэродрома: облачность 8 баллов верхняя, средняя, слоисто-кучевая, видимость 10 км, ветер 140°, 5 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-0879g.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Cessna 421 Golden Eagle
Регистрационный номер (id) ВС RA-0879G
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1968
Заводской номер ВС 421-0075
Наработка ВС (часы) 3461
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет ВС
Авиакомпания Интертрансавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Горелово
Пункт назначения Горелово
Начальный пункт маршрута Горелово
Конечный пункт маршрута Горелово


Подробные сведения

Описание последствий АП     Комиссия установила, что сразу после отрыва или в процессе отрыва произошла остановка правого двигателя. Экипаж воздушный винт не зафлюгировал и продолжил взлет (этому могло способствовать отсутствие у экипажа Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа в составе 2-х человек). Экипаж пытался парировать возникшие разворачивающие моменты и предотвратить снижение воздействием на органы управления. Самолет вышел на закритические углы атаки и перешел в сваливание на правое крыло. При этом произошла остановка левого двигателя, винт которого также не был зафлюгирован.
    Взятые пробы топлива из контрольного отстоя и из топливного бака самолета показали его неудовлетворительное качество. Использование бензина такого качества создает большие риски для работы топливной системы воздушного судна и не разрешается к заправке ВС. При взлете самолета на борту находилось около 140 литров бензина. РЛЭ самолета предупреждает о недопустимости крутого снижения при малом остатке топлива, так как перетекание топлива в переднюю часть бака может оголить расположенные в задней части баков расходные горловины (при наличии негерметичной перегородки между передней и задней частями бака) и подача топлива к двигателям прекратится. Вероятно, в процессе посадки самолета по крутой глиссаде, при малом запасе топлива в баках, произошло нарушение подачи топлива в двигатель (двигатели), что при последующем увеличении работы двигателей для взлета с «конвейера» могло привести к обеднению топливовоздушной смеси и неустойчивой работе двигателей (хлопкам) на разбеге. Это, в сочетании с низким качеством бензина, привело к неустойчивой работе правого двигателя на разбеге и его последующему самовыключению.
    К самовыключению левого двигателя привели те же факторы в сочетании с возможным оголением расходной горловины левого топливного бака при правом крене самолета.
    Комиссия также установила, что облет самолета заранее не планировался. Решение об облете было принято КВС-инструктором накануне и достаточного времени для подготовки к полету у экипажа не было. Это может являться основной причиной невыполнения экипажем предусмотренных РЛЭ действий при возникновении аварийной ситуации в полете. Техническое обслуживание самолета после длительной стоянки было проведено не в полном объеме, что привело к наличию на борту некондиционного топлива и в малом количестве.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие, наиболее вероятно, явилось следствием самовыключения правого, а затем и левого двигателей при взлете самолета с «конвейера», уменьшения скорости полета и вывода самолета на режим сваливания, что привело к столкновению самолета с землей с углом крена более 70°.
    Причиной самовыключения двигателей в полете, наиболее вероятно, явилось обеднение топливовоздушной смеси из-за малого остатка топлива в баках самолета, что в сочетании с неудовлетворительным его качеством привело к перебоям в работе двигателей.
    К авиационному происшествию могло привести сочетание следующих факторов:
    • Выполнение полета с малым запасом топлива на борту.
    • Неудовлетворительное качество топлива.
    • Неудовлетворительная подготовка экипажа к предстоящему полету.
    • Неудовлетворительное техническое обслуживание перед облетом самолета после его длительной стоянки.
    • Выполнение взлета с «конвейера» и продолжение взлета при перебоях (хлопках) в работе двигателей на разбеге.
    • Нефлюгирование в полете воздушного винта выключившегося двигателя.
    • Возможное невключение экипажем перед взлетом самолета насосов подкачки основных топливных баков.
    • Неудовлетворительные организация летной работы, технического обслуживания ВС и производственная дисциплина в ООО «Аэроклуб «Авиатор», слабый контроль со стороны руководящего состава за состоянием организации профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий.
    Полет экипажем выполнялся на самолете, не имеющем сертификата лётной годности (нарушение пункта 1 статьи 36 Воздушного Кодекса РФ и пункта 1 ФАП-118).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.