Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа самолета 'Харрикейн' Управления гидрометеослужбы УзССР близ Ташкента
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 декабря 1948 г.
Время:  07:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Южно-Казахстанская область, 51 км юго-восточнее Чимкента
Тип ВС:  Hawker Hurricane
Регистрация ВС:  СССР-М292
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление гидрометеослужбы Узбекской ССР, Ташкентский авиаотряд
 


Описание
    Пилот произвел взлет с а/д Ташкент в 06:08 мск на вертикальное зондирование атмосферы. Последняя связь с ним состоялась на 58-й минуте полета. Пилот передал о высоте полета 9 000 м и переходе на снижение. Поиски самолета результатов не дали.
    26 июня 1949 г. геологоразведочная экспедиция в верховьях реки Угам (42°06’СШ, 70°10’ВД, 51 км юго-восточнее Чимкента) на высоте 2600 м обнаружила вытаявшие из под снега остатки самолета «Харрикейн», разбившегося 4 декабря 1948 г.
    Комиссия УГМС Узбекской ССР с представителем ГВФ, раскопав снег, обнаружила в обломках самолета труп пилота, который был опознан по пилотскому свидетельству. При изучении остатков самолета и окружающей местности комиссия установила, что самолет имел крутое снижение и врезался носовой частью и правой плоскостью в снежный покров толщиной несколько метров. Место падения удалено от зоны зондирования к северо-востоку на 120 км, что позволяет сделать вывод, что самолет за время набора высоты 9000 м (5-8 минут) и за время снижения сильным ветром юго-восточного направления, достигавшим на высоте скорости в 100-120 км/ч, был снесен в район горного хребта Каржантау. Такой большой снос от места, отведенного для зондирования, мог произойти только в результате того, что пилот пренебрег сведениями, полученными им при метеоконсультации о силе ветра в 90 км/ч на высоте 2000 м, и не делал в полете соответствующего упреждения на снос, нарушая тем самым инструкцию по вертикальному зондированию атмосферы.
    По окончании набора высоты пилот по радио сообщил, что пошел на снижение и переходит на работу по РПК, прекратив связь с землей. В дальнейшем, очевидно, пилот не установил своего местонахождения при помощи РПК-10, имеющегося на борту, предполагая, что самолет находится над равниной и, стараясь сократить время снижения, пилот перешел на крутое планирование в направлении 330°, то есть, одним из курсов набора высоты и снижения в зоне зондирования. Самолет, минуя вершины гор с большим углом, в облаках, врезался в горной долине на высоте 2600 м в глубокий снег и потерпел катастрофу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Hawker Hurricane
Регистрационный номер (id) ВС СССР-М292
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 271
Наработка ВС (часы) 111
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление гидрометеослужбы Узбекской ССР, Ташкентский авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент
Пункт назначения Ташкент
Начальный пункт маршрута Ташкент
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссией установлено, что пилот в годы ВОВ получил тяжелое ранение в голову, от последствий которого терял иногда сознание даже на земле. Этот факт пилот от Окружной медкомиссии скрыл. Медкомиссия данный факт серьезного расстройства здоровья пилота не выявила.
    Заключение комиссии (до обнаружения самолета).
    Предположительной причиной катастрофы самолета является потеря сознания пилотом во время полета на высоте 9 000 м, в результате чего самолет перешел в неуправляемое снижение.
    Заключение комиссии (после обнаружения самолета)
    Виновником данной катастрофы можно считать пилота, который:
    а) не принял должных мер для борьбы с большим сносом от сильного бокового ветра при полете в зоне, чем нарушил инструкцию по вертикальному зондированию атмосферы;
    б) после набора высоты не восстановил ориентировку при помощи радионавигационных средств и перед пробиванием облачности не вошел в отведенную для этого в аэропорту зону, чем нарушил §325 НПП-47;
    в) снижение в облаках производил с большим углом планирования и большой скоростью.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.