Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Чукотской аваигруппы Полярной авиации близ а/п Мыс Косистый
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 ноября 1948 г.
Время:  21:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 16 км восточнее а/п Мыс Косистый
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Н494
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути
 


Описание
    Экипаж произвел взлет в а/п Кресты Колымские 31 октября в 05:05 мск и в 09:55 произвел посадку в а/п Усть-Янск (запланированной посадки в Чокурдахе не было из-за плохой погоды). Самолет был полностью разгружен и дозаправлен. При пробе моторов на земле была обнаружена течь масла из маслорадиатора правого мотора, что задержало вылет самолета, назначенный на 15:00 того же дня. Днем 1 ноября радиатор был отремонтирован и испытан на самолете при пробе мотора на всех режимах в течение 1 часа 10 минут. Убедившись в исправности матчасти и получив прогноз погоды и согласие а/п Мыс Косистый на прием, начальник аэропорта выпустил самолет без загрузки. Экипаж произвел взлет в 12:57 мск 1 ноября. Ночной полет протекал нормально на эшелоне 2 100 м. В 16:50, через 13 минут после пролета реки Анабар, с борта самолета в а/п Мыс Косистый было получено сообщение: «У нас барахлит правый мотор, падает давление масла». В 17:30 бортрадист передал: «Следи, около Вас, подходим, будем садиться на вынужденную от Вас 30 км». Кроме этого, он требовал непрерывного нажатия ключом. Последняя связь с бортом состоялась в 17:40. В дальнейшем экипаж на вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен 17 ноября на льду бухты Кожевникова в 16 км восточнее а/п Мыс Косистый полузатопленным на 2/3 фюзеляжа и вмерзшим в лед. Тела 4-х членов экипажа были выброшены из самолета, тело пятого было обнаружено в самолете. Тело 2-го бортмеханика не найдено и, вероятно, находилось в затопленной части самолета.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, погодные условия, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н494
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 1843012
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Янск
Пункт назначения Мыс Косистый
Начальный пункт маршрута Кресты Колымские
Конечный пункт маршрута Мыс Косистый


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    1) Основываясь на сведениях, полученных с борта о падении давления масла и плохой работе мотора, а также учитывая, что на самолете установлены моторы АШ-62ИР 11-й серии, имеющие конструктивный недостаток в системе суфлирования мотора и дренажирования маслобаков, правый мотор вышел из строя по причине отказа грибка суфлера мотора и замерзания дренажной трубки маслобака, что привело к потере масла из маслосистемы через уплотнения вакуумпомпы или же в результате разрыва маслобака. Подобные явления имели место ранее при работе моторов указанной серии при низких температурах.
    2) С потерей масла из маслосистемы через 3 часа 53 минуты полета и выходом из строя правого мотора экипаж не мог перевести винт во флюгерное положение. Дальнейший полет протекал с потерей высоты до расчетной.
    3) При потере высоты, начиная с 2 000 м, самолет вошел в сплошную облачность 9-10 баллов, где подвергся обледенению. Это обстоятельство исключило возможность горизонтального полета и в дальнейшем обледеневший самолет шёл со снижением, которое продолжалось и при выходе из облачности на высоте около 300 м.
    4) Темная ночь, поземка (ветер 5 м/с) и обледенение стекол пилотской кабины создавало дополнительные трудности при вынужденной посадке с ухудшившимися аэродинамическими качествами обледеневшего самолета. Вследствие этого командир корабля не смог точно определить высоту выравнивания и на высоком выдерживании, в ожидании касания земли, самолет потерял скорость, перешел на нос, и с углом 30-40° и с МК=245° ударился об лед и разрушился.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Конструктивный недостаток мотора, вызвавший закупорку суфлирования мотора и дренажения маслобака, что привело к потере масла и отказу в работе правого мотора.
    2) Усложненные условия полета и посадки после отказа мотора:
    а) увеличившееся лобовое сопротивление от незафлюгированного винта;
    б) обледенение при пробивании толстого слоя облачности;
    в) плохое, возможно, полное отсутствие видимости земли при производстве вынужденной посадки ночью.
    3) Неудовлетворительная организация летной работы в Чукотской авиагруппе, выражающаяся в отсутствии контроля за подготовкой экипажей и матчасти к полетам. Выпуск в рейс экипажей без плана полета, расчетов на полет и без проверки загрузки и заправки самолетов. Вылет из Усть-Янска ночью без плана полета и без обязательного 2-х часового аэронавигационного запаса горючего следует рассматривать как стремление экипажа быстрее закончить выполнение задания и вернуться на базу в Кресты Колымские к празднику 7 ноября.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.