Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2Т Северного управления ГВФ в а/п Нижняя Пеша
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 января 1949 г.
Время:  14:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Нижняя Пеша
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-Л4491
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное управление ГВФ, 28 тао
 


Описание
    Экипаж 28 тао, выполнявший рейс Архангельск – Мезень – Ниж. Пеша – Архангельск, в 11:00 мск произвел посадку в Нижней Пеше. После загрузки самолета (груз – 2000 кг оленьих туш) экипаж готовился к полету в обратный рейс. В 12:10 метеостанция аэропорта дала штормовое предупреждение об усилении ветра до 17 м/с. Несмотря на это, диспетчер дал экипажу разрешение на вылет. При выруливании самолет зарулил на неукатанную часть аэродрома и застрял. После 50 минут попыток вырулить на моторах самолет был отбуксирован трактором на ВПП. Затем с целью освободить полосу для заходивших на посадку самолетов экипаж отрулил на стоянку. Начальник аэропорта дал распоряжение выключить и зачехлить моторы. Вместо выполнения этой команды командир корабля запросил по радио у диспетчера разрешение на вылет, которое он дал. Экипаж начал выруливать на взлет. Начальник аэропорта, увидев рулящий самолет, попытался задержать вылет по радио, но не успел связаться. В 14:13 командир корабля начал взлет. Полетный вес составлял 11 480 кг. Вследствие сильного правого бокового ветра и невозможности из-за этого полностью использовать мощность левого мотора, разбег был длительным. Самолет в конце ВПП был подорван на малой скорости, затем переведен в режим набора высоты с большим углом атаки. На высоте 15-20 м самолет, резко потеряв скорость, свалился на левое крыло с переходом на нос и ударился о землю консолью левой плоскости, затем левым мотором и носовой частью. Экипаж, кроме получившего ранения бортрадиста, погиб. Столкновение с землей произошло в 75 м от края полосы на линии взлета под углом 15-20° и с креном 70-80°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4491
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.07.1948
Заводской номер ВС 4309
Наработка ВС (часы) 757
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-574 6211-433


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное управление ГВФ, 28 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нижняя Пеша
Пункт назначения Архангельск (Талаги)
Начальный пункт маршрута Архангельск (Талаги)
Конечный пункт маршрута Архангельск (Талаги)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – резкая потеря скорости при переходе в набор высоты после взлета с подрывами на малой скорости, чему способствовало перемещение непривязанного груза в хвостовую часть грузовой кабины.
    Главные причины катастрофы:
    1) Недисциплинированность командира корабля, который, несмотря на запрет начальника аэропорта, имея на руках просроченный прогноз погоды, зная, что у начальника аэропорта командной радиостанции нет, запросил по радио разрешение на взлет у диспетчера и в нарушение НПП-47 решил взлетать при боковом ветре до 17 м/с. Подобная торопливость и безрассудный взлет при таких условиях были вызваны еще и тем, что экипаж, имея на борту свой личный груз, торопился в Архангельск для пересылки его своим семьям с уходящими на ремонт самолетами в Ленинград.
    2) Недисциплинированность диспетчера и нарушение им НПП-47, выразившиеся в данном им разрешении экипажу на вылет с боковым ветром 14-17 м/с и с просроченным на 1 час 53 минуты бланком погоды.
    3) Отсутствие четкости в приеме и выпуске самолетов в а/п Ниж. Пеша. Сначала закрыв аэропорт по метеоусловиям, начальник аэропорта затем разрешил посадку летевшим к ним самолетам.
    4) Слабое руководство движением самолетов со стороны начальника РДС Архангельска, направившего самолеты в порты, не имея при этом ясной метеорологической ситуации.
    5) Недостаточно серьезный подбор летного состава для работы на Севере со стороны командования 19 ато и 28 ато.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.