Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Таджикского УГА близ Ленинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 февраля 1973 г.
Время:  07:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, 38 км северо-западнее а/п Ленинабад
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  CCCP-75712
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Рейс:  630
 


Описание
    Экипаж 186 летного отряда выполнял рейс №630 Душанбе-Ленинабад-Москва. На борту находилось 65 взрослых пассажиров, 5 детей и сопровождающий МВД. Взлет в а/п Душанбе произведен в 04:06 мск с МК=86°. В 04:14 самолет прошел траверз ДПРМ Душанбе на высоте 4 500 м и взял курс на ОПРС Пугус с набором высоты до 5 700 м. В 04:17:40 экипаж доложил занятие эшелона 5 700 м. Диспетчер разрешил занимать эшелон 6 600 м и запросил расчетное время пролета ОПРС Ура-Тюбе. Экипаж доложил расчетное время 04:30, продолжил набор высоты и в 04:21 доложил 6 600 м, полет между слоями облачности, и перешел на связь с диспетчером РЛП Ташкент. Через 3 минуты после набора эшелона 6 600 м, согласно записи МСРП-12, был включен автопилот. В расчетное время (04:30) самолет вышел в район РНТ Ура-Тюбе и вместо разворота на 60° вправо на Ленинабад развернулся только на 10° вправо и после этого в течение трех минут следовал с постоянным курсом на эшелоне 6 600 м с Vпр=470 км/ч с включенным автопилотом. В 04:33:27 экипаж доложил пролет Ура-Тюбе на высоте 6 600 м и снижении на Листвянку. В 04:33:30 диспетчер передал: «Занимайте 4 500 на Листвянку». Экипаж подтвердил. После этого самолет начал разворот вправо при включенном автопилоте, развернулся на 15°, был выведен из крена, после чего автопилот был отключен и дальнейший разворот проходил при отключенном автопилоте. После разворота на 60° самолет из правого крена перешел в левый крен с угловой скоростью 3-4 °/сек., достиг крена 90° и перешел в крутую левую спираль с увеличением вертикальной скорости до 100м/сек., вертикальной перегрузки до 4,2+/-0,2 и Vпр до 840 км/ч. При достижении высоты около 2 200 м произошло разрушение самолета от больших динамических нагрузок (высота определена по записи МСРП-12, которая в момент разрушения прекратилась). После разрушения и обрыва левого полукрыла произошло воспламенение керосина, вытекающего из разрушенной топливной системы. После падения крыла его догорание происходило на земле. В 04:37 мск (07:37 местного времени, на рассвете) самолет столкнулся с землей на вспаханном поле в 8,4 км юго-восточнее н/п Бустон с азимутом 151° (координаты 40°27’12” СШ 69°22’50” ВД) – в 38 км северо-западнее а/п Ленинабад с азимутом 317°. Фюзеляж был обнаружен в 04:55 в перевернутом положении полностью разрушенным и частично сгоревшим с направлением носовой частью на 350°. Шасси и закрылки были убраны. Правая ОЧК находилась на расстоянии 500 м от фюзеляжа, левое полукрыло до разъема ОЧК – на расстоянии 450 м, левая ОЧК – 630 м, часть правого стабилизатора – 510 м, левая половина стабилизатора – 810 м, части рулей высоты и направления на расстоянии от 240 до 720 м. Двигатели №3, 1 и 2 находились с азимутом 210° на удалении от фюзеляжа соответственно 24, 104 и 346 м. Двигатель №2 находился на удалении 210 м от фюзеляжа с азимутом 280°. Общий разброс обломков составил 1200х550 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 71 71
На земле   0
Всего погибших 79


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75712
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.02.1960
Заводской номер ВС 180001803
Наработка ВС (часы) 20404
Наработка ВС (циклы) 9590
Силовая установка Н20461653 Н2126056 Н2146131 Н2146134


Сведения о рейсе

Номер рейса 630
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Душанбе
Пункт назначения Ленинабад
Начальный пункт маршрута Душанбе
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила: двигатели и воздушные винты были исправны и работали нормально. Усталостных разрушений, рассоединений деталей системы управления самолетом нет. Признаков заклинения управления не обнаружено. Противопожарная система экипажем не включалась и автоматически не срабатывала. Признаков неисправности топливной, масляной, гидравлической и проивообледенительной систем самолета не обнаружено. Экипаж по своей подготовке соответствовал условиям выполнения полета. Фактическая погода не могла затруднить снижение самолета. Полетов ВВС, стрельб и запусков беспилотных средств в данном районе не было. Организация и управление воздушным движением в основном соответствовали установленным требованиям. Диспетчер допустил следующие нарушения: за движением самолета на последнем участке полета не следил, его уклонение от трассы и исчезновение отметки с экрана радиолокатора не заметил.
    Комиссия МГА заключения о причинах катастрофы не сделала. Заключение составлено представителями МАП в следующей редакции: после пролета РНТ Ура-Тюбе экипаж производил дальнейший полет с отклонениями и нарушениями: контроля за пролетом РНТ и фактического нахождения самолета на маршруте не производил, разрешения на полет с отклонением от установленного маршрута не запрашивал. Сообщение о пролете Ура-Тюбе последовало только через 3 минуты без указания фактического времени пролета и истинного местонахождения самолета. При проведении в районе РНТ Дальверзин правого разворота со снижением на Листвянку и достижении курса 64° (для следования с РНТ Дальверзин на Ленинабад нужен был курс 115°) экипаж энергично перевел самолет на левый разворот с большим креном и значительным снижением. Такой маневр можно объяснить следующими обстоятельствами: экипаж не знал своего истинного местонахождения. Обнаружив свои ошибки и не имея представления о воздушной обстановке на новой трассе, экипаж принял решение уйти с этой трассы. Маневры самолет производил в условиях облачности вне видимости горизонта и земли. После обнаружения отступления от маршрута экипаж диспетчеру об этом не доложил, тем самым значительно усложнив условия продолжения полета и выхода из создавшегося положения. Создавшиеся сложные условия, в свою очередь, привели к дальнейшим ошибочным действиям экипажа, выразившихся в переводе самолета в глубокий левый крен со снижением, потерей высоты и разгоном по скорости. Действия экипажа по выводу самолета из крутой левой спирали с помощью руля высоты являлись ошибкой, которая привела к дальнейшему затягиванию самолета в левый крен. В этом положении экипаж не смог справиться с управлением самолетом.
    Выводы: катастрофа произошла в результате интенсивного развития левого крена, увеличения скоростного напора, числа М и перегрузки и значительного выхода этих параметров за максимально допустимые предельные значения и, как следствие, разрушения самолета в воздухе.
    Предположительными причинами развития левого крена могли быть:
    а) кратковременный отказ дистанционной передачи указателя резервного авиагоризонта АГД-1 при пилотировании по этому авиагоризонту левым летчиком и отсутствии контроля за показаниями основных авиагоризонтов АГБ-2;
    б) повышенная напряженность экипажа из-за допущенных им отступлений и нарушений после пролета Ура-Тюбе при отсутствии контроля со стороны диспетчера РЛП Ташкент.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.